К 2,5 годам речь ребёнка должна быть достаточно хорошо развита. Если он ещё не говорит, но всё понимает, или с трудом произносит слова по слогам, имеет место задержка речевого развития. Чем раньше начать работу, тем легче устранить проблему.
Норму развития речи определяют согласно возрасту ребёнка. К году-полутора он должен произносить от 7 до 20 слов, к двум – строить простую фразу, а в 3 года в его словаре насчитывается около 250 слов, которые он начинает изменять по родам, числам и падежам. В 3,5—4 года большинство ребят уверенно владеют фразовой речью.
Это средние показатели, индивидуальный темп развития малыша может незначительно сдвинуть эти сроки в любую сторону. Но если в определённый период речевые конструкции не появляются, родители должны насторожиться. Возможно, у малыша задержка развития.
В каких случаях необходимо обратиться к логопеду:
- Ребёнок говорит невнятно;
- Его словарный запас мал по сравнению со сверстниками;
- Слова в речи несогласованны, он переставляет в них слоги;
- Называет одним словом разные предметы;
- Чаще молчит и показывает пальцем, если ему что-то нужно;
- Начал говорить, но позже замолчал;
- Ребёнок не говорит (либо мало говорит), но всё понимает.
Важно найти причины патологии развития речи. Это может быть поражение участков головного мозга во время родов, органическая недостаточность нервной системы, наследственные особенности, неблагоприятные условия воспитания, дефекты артикуляционного аппарата. Часть нарушений корректируется логопедическими занятиями, в некоторых случаях не обойтись без помощи консультации хирурга или невропатолога.
Понять особенности задержки речевого развития сможет хороший специалист. Самые внимательные родители не в состоянии профессионально оценить степень задержки речевого развития ребёнка так, как это сделает опытный педиатр, логопед или дефектолог.
При своевременном начале занятий происходит стимуляция речевого и сенсорного развития детей. Проведение систематических занятий с логопедом, которые можно начинать уже с 2 лет и 5 месяцев, поможет преодолеть имеющиеся проблемы и вовремя подготовиться к поступлению в школу.