Определение уровня развития речи ребёнка, выявление речевых нарушений и их причин. Результаты логопедического обследования подробно объясняются родителям, выдаётся заключение.
Нарушения речи могут проявиться в раннем возрасте и важно вовремя их заметить, чтобы быстро исправить. Чем дольше тянуть, тем больше времени и денег потребует коррекция. Поэтому есть золотой стандарт — приводить ребёнка на первое логопедическое обследование в возрасте от 2,5 до 3 лет. Оно совсем не похоже на медицинскую процедуру, проводится в игровой форме и нравится детям.
Если вы подозреваете, что речь ребёнка развивается не совсем правильно, он не использует при общении некоторые звуки, которые уже должен говорить по своему возрасту, пройдите диагностику речи и получите полную картину речевого развития ребёнка. Это позволяет предупредить проблемы развития ребёнка и последующих сложностей освоения чтения и письма в начальной школе.
Когда необходима диагностика
Приведу несколько примеров с указанием возраста ребёнка, когда необходимо обратиться к детскому логопеду для диагностики речи:
- После 2,5 лет ребёнок не хочет говорить, но вы уверены, что он всё понимает.
- В 3 года говорит мало слов, при этом искажает их структуру (например, «кошка» — «кока», «тарелка» — «така»), не говорит предложениями.
- В возрасте 4-5 лет не выговаривает многие звуки, говорит непонятно (будто на своём языке) и создаётся ощущения «каши во рту». Звук «Р» не считается — его можно подождать до 6-7 лет.
- Если после 4-5 лет путает в речи звуки «с-ш», «с-щ», «ч-т», «з-ж», «ц-с-т». Например, «шапка» — «щапка», «чайник» — «тяйник».
- В возрасте 6 лет допускает в речи много ошибок (например, «дома — домы» «уши — ухи»), в речи отсутствуют звуки «Л» и «Р» или заменяются другими.
- Ребёнок говорит с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, кажется, что он заикается.
- В школе ребёнку тяжело запомнить рассказ и пересказать его, он с трудом может выучить стихотворение.
Если что-то из перечисленного относится к вашему ребёнку, приходите ко мне на логопедическое обследование. Узнав о проблеме и методах её решения сейчас, вы сможете предотвратить проблемы развития малыша и финансовых трат в будущем. Даже если вы не планируете заниматься с детским логопедом, то узнаете, что делать для правильного развития детской речи, как исправить имеющиеся проблемы своими силами.
Что проверяется на обследовании
Я проведу диагностику состояния речевых способностей ребёнка, выявлю имеющиеся нарушения речи, подробно проконсультирую вас по этапам развития речи, расскажу на что обращать внимание. Более 20 лет опыта и постоянная практика позволяют мне дифференцировать имеющиеся проблемы, подтвердив тот или иной диагноз, составить индивидуальный коррекционный курс. Каждый ребёнок развивается индивидуально, но существуют определённые временные интервалы появления звуков, соединения их в слова, предложения и формирования речевых умений. Я знаю что можно назвать нормой, а что считается отклонением для конкретного возраста.
В диагностическое обследование речи входит проверка устной и письменной речи, слухоречевой памяти, звукопроизношения, общей, мелкой и артикуляционной моторики, артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, фонематического восприятия, понимания речи, её лексического и грамматического строя, слоговой структуры слова, связной речи и т. д. Также проверим наличие отклонений в строении губ, языка, нёба (короткая уздечка языка, высокое «готическое» нёбо, параличи мышц лица).
Ко мне на обследование часто приводят детей, которые практически не умеют говорить в 2–3 года, или в 4 года их речь соответствует возрасту 2,5–3 лет. Они не хотят общаться с незнакомым для них человеком в новом месте и открываться ему. Мы устанавливаем с малышом доверительные отношения, а пока он осваивается в незнакомой обстановке, диагностика начинается с наблюдения за его поведением, речью, спонтанными высказываниями и жестами.
Логопедическое обследование определённо требуется детям, страдающим синдромом раннего детского аутизма. Как показывает практика, иногда этот неприятный диагноз ставят ошибочно. У малыша может быть темповая задержка речи или её общее недоразвитие, что тоже является проблемой, но в сравнении с аутизмом гораздо менее серьёзной. Родители волнуются и переживают, их детей определяют в специальные классы или школы. А нужно просто доверить диагностику хорошему специалисту.
Родителям стоит довериться логопеду и не скрывать имеющиеся у ребёнка проблемы нервной системы, особенности поведения, какими бы необычными они ни были. Агрессивность, гиперактивность, недержание мочи, истерики, сосание пальцев, тики — всё это симптомы поражения или недоразвития центральной нервной системы, влияющие на развитие речи.
По завершении обследования вы получите заключение с результатом обследования. Если нужна справка от логопеда, её тоже выпишу — этот документ часто нужен для получения места в специализированном детском саду или в логопедической группе детского сада.
Стоит отметить, что я неоднократно сталкивалась со случаями, когда ребят определяли в специализированный детский сад, хотя в реальности этого не требовалось — достаточно было провести небольшую коррекцию имеющегося нарушения речи. Поэтому стоит отнестись к диагностике со всей серьёзностью.
Приходите на логопедическое обследование и закройте все вопросы по речевому развитию своего ребёнка!