Отставание развития речи от заданного природой темпа получило название «темповая задержка». Данное речевое нарушение применимо к детям не старше 3 лет и исправляется занятиями с логопедом. Если запустить, оно перерастает в серьёзную проблему — ОНР.
При темповой задержке страдает активный словарь (количество слов в речи), грамматика (употребление слов в нужном падеже, роде и числе), фразовая (умение построить предложение) и связная речь (умение рассказывать и пересказывать). Поскольку речь тесно связана с психикой, возможно одновременное нарушение памяти, внимания и мышления.
Обычно у детей с ТЗР нет грубых невропатологических расстройств, и этот факт даёт надежду на то, что задержка речи будет преодолена при занятиях с логопедом и проведении массажа артикуляционного аппарата. Иногда необходим невропатолог, который назначает приём лекарственных средств.
Когда необходимо обратиться к логопеду
Родители начинают беспокоиться, сравнивая речь ребёнка с тем, как говорят его сверстники. Темповую задержку речи можно определить в разном возрасте малыша по следующим признакам:
- К одному году малыш не реагирует на слова окружающих;
- В 1,5–2 года не повторяет за взрослыми простые или лепетные слова (кар-кар, гав-гав, дай, биби);
- К двум годам не произносит ни слова, чаще мычит;
- В 3 года не соединяет слова во фразы, не запоминает небольшие стихотворения;
- На 4 году жизни не может составить своё высказывание, повторяет лишь отдельные слова из знакомых книжек и любимых мультфильмов;
- И общий признак: предпочитает пользоваться жестами, мимикой, а не словами.
Важно отличить темповую задержку от общего недоразвития речи и более сложных отклонений. Например, дети с ТЗР, в отличие от детей с ОНР, хорошо понимают обращённую к ним речь, различают голоса людей, звуки природы, могут подражать животным. Они взаимодействуют со взрослым, стараются выполнить просьбу родителей (принеси книжку, налить воды), стремятся получать новые впечатления, знания о мире, чаще обозначая интерес жестами или мимикой.
Занятия с логопедом помогут устранить темповую задержку речи.
Как проходят занятия
Коррекция темповой задержки имеет одну особенность. Если у детей без нарушения речь развивается плавно, то в случае нарушения, регулярные занятия со специалистом стимулируют её развитие, что выражается в резких переходах: от лепета малыш сразу переходит к простым словам, а с минимального набора слов совершает рывок к полноценным фразам, быстро догоняя сверстников.
Для стимуляции речевого развития я провожу специальные занятия, где уделяется внимание пальчиковым играм, развитию мелкой моторики, рисованию, лепке, аппликации, формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина). Мы играем с ребёнком, наполняя его пассивный словарь, развивая слуховое и зрительное внимание, формируя навыки связной речи.
Работа ведётся в формате индивидуальных занятий, поэтому количество мест ограничено. Спешите записать ребёнка!