Ребёнок с дислексией мыслит не словами, а образами. Если он не имеет образа хотя бы одного слова из предложения, текст не воспринимается им, остаётся непонятным. Такие дети читают крайне медленно, не могут сложить слово из слогов, прочитать его целиком, им недоступно беглое чтение. Дислексики переставляют местами звуки, слоги, слова, теряя смысл прочитанного. Иногда ребёнок имеет совершенную технику чтения, но не понимает ничего из того, что только что прочитал.
Дислексию диагностируют даже у интеллектуально развитого и одарённого ребёнка. Важно не спутать нарушение с проблемами детей с плохим слухом и зрением или с умственной отсталостью. Поэтому важно попасть на диагностику к хорошему логопеду.
Когда обращаться к логопеду
Основной признак дислексии, требующий участия логопеда – это стойкие типичные ошибки при чтении:
- Нарушение понимания, только что прочитанного текста;
- Чтение не по слогам, а по буквам или чтение по слогам, когда уже нужно читать только словами;
- Замена и смешение звуков;
- Пропуск и замена слогов, нарушение слоговой структуры слова;
- Аграмматизмы.
Последствия дислексии трудно недооценить – ребёнок затрачивает огромное количество времени на чтение простого текста. Он хронически не успевает в школе, ему сложно получать информацию из учебников, художественной и научно-популярной литературы.
Нарушения звукопроизношения, маленький словарный запас, аграмматизмы, частое сочетание дислексии с дисграфией и дизорфографией приводит к трудностям школьного обучения. Такие дети испытывают проблемы с самоорганизацией, имеют заниженную самооценку, неуверены в себе.
Если обратиться к логопеду при обнаружении первых признаков дислексии, можно минимизировать её проявления. Чем позже будет проводиться коррекционная работа, тем больше времени потребуется на устранение нарушения.
Как проходят занятия
Чтобы скорректировать проявления дислексии, необходимы занятия с логопедом. Я занимаюсь коррекцией дислексии через формирование речевого слуха, даю ребёнку понятия о звуковом и слоговом составе слова, развиваю словарь, исправляю аграмматизмы, формирую связную речь. Дополнительно развиваются пространственные представления, умение работать со схемами, формируется зрительный анализ и синтез.
Чем мы занимаемся на занятиях:
- Учимся выделять заданные звуки, различать близкие по звучанию звуки, например: с-ц, ч-щ, р-л, не только в устной речи, но и в письменной.
- Устраняем недостатки речи, отрабатываем артикуляцию, формируем правильное дыхание, автоматизируем звуки в связных высказываниях, учимся различать близкие по звучанию звуки;
- Работаем над выделением предложений из текста, из предложения - слов, из слов - слогов и звуков. Такой анализ сопровождается составлением различных схем, упрощающих понимание основных терминов русского языка;
- Играем в дидактические игры. Например: «Что изменилось?», «Узнай по голосу», «Сад-огород», «Заполни фигуры буквами», «Собери животное», «Подбери по форме» и т. д.
- Уточняем значения имеющихся у детей слов и обогащаем словарный запас путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.
- Знакомимся с различными способами словообразования и словоизменения, совершенствуем грамматическое оформление речи.
- Совершенствуем связную речь, учимся обращать внимание на знаки препинания, что активизирует ученика на правильную интонацию при чтении.
Работа ведётся в формате индивидуальных занятий, поэтому количество мест ограничено. Спешите записать ребёнка!