Даже интеллектуально развитый ребёнок может испытывать трудности обучения в начальной школе, связанные с освоением письма. Внимательные родители уже на первом году обучения могут определить, что написание школьником бессмысленных слов, перестановка звуков и слогов, искажённые буквы с неправильным количеством элементов или расположенные не в ту сторону — это не лень, а речевое нарушение с именем «дисграфия».
При этой речевой патологии школьник допускает ошибки, не связанные со знанием правил родного языка. Он заменяет буквы в словах, пропускает, переставляет, недописывает и добавляет лишние буквы и слоги, пишет слова слитно или произвольно делит их. Также ему сложно определить границы предложения в тексте и он пишет предложения слитно.
Ребёнок с дисграфией нередко имеет нарушения звукопроизношения или недоразвитие речи разной степени. Если ничего не сделать, у детей сильно снижается успеваемость, так как на освоении письменной речи построено обучение в начальной и в средней школе. Школьник теряет уверенность в своих силах, может отказываться от посещения уроков, иметь плохую успеваемость и поведение. В некоторых случаях развивается фобия (боязнь) школы или негативизм.
К сожалению, не все педагоги понимают в чём заключается проблема детей, страдающих от дисграфии, поэтому отношения ученика и учителя могут носить напряжённый характер. Взаимоотношения неуспевающего ученика с родителями часто тоже оставляют желать лучшего — ребёнок не находит понимания и поддержки. Всем кажется, будто он ленится и не проявляет должного упорства в овладении письмом.
Когда обращаться к логопеду
Необходимо обратиться к логопеду, если ребёнок допускает следующие ошибки при письме:
- Смешение или замена похожих по звучанию звуков (с-з, ч-ц), или похожих по написанию букв (б-д);
- Буквы написаны зеркально, отсутствуют элементы некоторых букв или дописаны ненужные («м» вместо «л», «п» вместо «т», или наоборот);
- Сложности в обозначении мягкости согласных на письме гласными буквами я, ю, е, ё или мягким знаком. Например, клюв — клув, шляпа — шлапа, клён — клон, лейка — лэйка, собирать — собират, большой — болшой;
- Пропуски и перестановки слогов или букв, добавление лишних букв или слогов;
- Нарушение границы предложений, сложности в написании большой буквы и знаков препинания;
- Раздельное и слитное написание слов с предлогами или приставками;
- Трудно различимый почерк;
- Неправильное склонение слов по родам, числам и падежам;
- Выходит за границу строки, не пользуется правилами переноса.
Поставить диагноз «Дисграфия» может только логопед или психоневролог. Это можно сделать по результатам логопедического обследования не ранее, чем ребёнку исполнится 8–9 лет и он пройдёт начальную стадию целенаправленного обучения письму.
Как проходят занятия
Особенность дисграфии в том, что это нарушение самостоятельно не исчезает. Оно лишь усугубляется со временем, приводя к плохой успеваемости по многим предметам. Для его коррекции требуется совместная работа логопеда, школьного учителя, возможно психолога, и самого ребёнка.
Среди эффективных методов коррекции дисграфии я использую:
- Специальные письменные упражнения, направленные на узнавание, различение элементов схожих букв при оптической дисграфии;
- Задания, направленные на развитие восприятия, памяти и мышления;
- Речевые игры, дети учатся отгадывать и придумывать загадки и ребусы;
- Интересные задания по формированию фонемного распознавания на уровне звуков, букв, слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов;
- Задания на постановку звуков, автоматизацию их в речи и дифференциацию со схожими в произношении звуками;
- Ведётся работа, направленная на формирование лексико-грамматической строя речи;
Я исправила дисграфию у многих детей. Обращайтесь, помогу и вам! Работа ведётся в формате индивидуальных занятий, поэтому количество мест ограничено.