Диагностика состояния речи ребёнка 6-7 лет на предмет его готовности к обучению в школе. Вы получите заключение, практические рекомендации и развёрнутую консультацию детского логопеда.
Школьное обучение предъявляет к детям список требований, среди которых особое место занимает речевая готовность к школе. Чтобы заранее выявить и вовремя исправить нарушения речи, проводится речевая диагностика на предмет готовности к школе. Она актуальна для детей 6-7 лет и направлена на оценку соответствия уровня развития речи ребёнка требованиям школьного обучения.
Дети с речевыми проблемами в дошкольном возрасте обычно не вызывают особой тревоги у родителей и часто приходят в школу недостаточно подготовленными или совсем не подготовленными к обучению. А для успешного овладения письменной речью ребёнок должен располагать рядом навыков, развитых у него ещё в дошкольном возрасте.
К их числу относится красивое и правильное произношение всех звуков родного языка, умение различать звуки речи на слух, выделять и определять последовательность звуков в словах, пользоваться словарём, изменять слова, составлять предложения, пересказывать тексты и т. д. В школе для этой цели специально отведён добукварный период, однако он очень короткий. Поэтому если ребёнок приходит в школу неподготовленным, то неизбежно сталкивается с трудностями в обучении.
С началом школьного обучения такие ребята с трудом овладевают грамотой, пишут со стойкими, специфическими ошибками, не успевают за темпом класса, отстают по многих предметам. Далее проявляются вторичные нарушения вроде дислексии и дисграфии, малыш теряет уверенность в своих силах, может отказываться от посещения уроков, иметь плохую успеваемость и поведение. В некоторых случаях развивается фобия (боязнь) школы или негативизм.
Таким детям совершенно необходима разносторонняя, систематическая и своевременно начатая подготовка к школе. Этому предшествует проверка речевой готовности к школе.
Что проверяет логопед
Навыки, которые я проверяю в ходе оценки речевой готовности к школе:
- Словарный запас, правильное и чёткое произношение звуков.
- Умение слышать и различать звуки, дифференцировать фонемы русского языка.
- Находить в предложении слова с определённым звуком, определять место звука в слове.
- Различать и правильно использовать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
- Различать звуки — гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий.
- Работа со схемой слова, разрезной азбукой, послоговое чтение.
- Правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением, образование слов в нужной форме, выделение звуковых и смысловых различий между словами, образование прилагательных от существительных.
- Развёрнутая фразовая речь, правильное построение предложений, умение видеть связь слов в предложениях.
- Владение пересказом услышанного и прочитанного, сохраняя смысл и содержание. Самостоятельное составление рассказа из личного опыта, о предмете, по сюжетной картинке или их серии.
- И другие навыки...
Наличие у первоклассников даже незначительных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Поэтому приходите на диагностику речевой готовности ребёнка к школе, узнайте все имеющиеся нарушения в речи малыша и получите мои практические рекомендации.