Речь ребёнка должна быть готова к поступлению в 1 класс. Провожу индивидуальные занятия по речевой подготовке к школе. Знания и умения преподносятся в виде игр и занимательных заданий, которые детям интересно выполнять.
Среди перечня критериев, по которым оценивают готовность ребёнка к школе, выделяется развитие речи. Речевая готовность к школе означает, что ребёнок старшего дошкольного возраста (6-7 лет) правильно произносит звуки русского языка, имеет богатый словарный запас, точно знает, какие слова следует употреблять в той или иной ситуации, умеет связно рассказывать и пересказывать.
Дети с нарушениями речи в 6-7 лет начинают осознавать свои дефекты произношения, болезненно переживают их, становятся застенчивыми, молчаливыми и раздражительными. Задержки в речевом развитии напрямую влияют на умственное развитие малыша — уже в 1 классе он быстро становится отстающим. Если устная речь первоклассника находится на низком уровне, ему трудно учиться писать и читать, появляется простор для развития таких нарушений как дисграфия и дислексия.
На пропедевтику (подготовку) к обучению грамоте в современной программе первого класса отводится мало времени. Если на речевые проблемы накладываются трудности школьной адаптации, ребёнок испытывает настоящий стресс. Отсюда вытекают психологические проблемы и трудности социализации. Ребёнок с плохой успеваемостью имеет низкую самооценку, начинает негативно относиться к обучению и школе, не хочет ходить в неё.
Поэтому до начала школьного обучения необходимо привести речь ребёнка в норму, научить его проводить анализ слова, выделять звуки и слоги из слов и слова из предложения, определять позицию звука (начало, середина, конец), количество звуков в слове и т. д. Этим занимается логопед.
Когда необходима подготовка к школе
Подготовка речи к школе необходима, если ребёнок 6–7 лет имеет следующие проблемы:
- Словарный запас ограничен предметами и действиями ближайшего окружения;
- Есть сложность в подборе обобщающих слов (головные уборы, профессии), синонимов, антонимов, в речи мало эпитетов;
- Произносимые слова не согласованы («поют ребёнок», «цветной ягодка», имеют неправильные приставки, суффиксы (солнышко — «солнушко», вышивать узор — «зашивать узор»), неверное употребление предлогов (из-за дерева — «за дерева») и т. д.;
- Трудности в пересказе текстов, в составлении описательных рассказов;
- Отсутствие звуков, их замена и искажение.
Чем логопед занимается с ребёнком
В процессе речевой подготовки ребёнка к школе, я решаю следующие задачи:
- Обогащение (пополнение) пассивного и активного словаря ребёнка, обучение умению подбирать обобщающие слова, синонимы, антонимы. Развитие точности и выразительности в использовании слов различных частей речи;
- Обучаю умению использовать в речи разные виды словосочетаний, предложений, образовывать новые слова, правильно изменять их, мы освоим функции словоизменения и словообразования;
- Ребёнок научится делать анализ текста, предложения, слова, звука, свободно оперировать понятиями «звук», «буква», «слово», «предложение», «текст», различать звуки гласные-согласные, твёрдые-мягкие, звонкие-глухие, работать со схемами и таблицами;
- Научится правильно произносить звуки в речи, умело использовать интонацию, ударения, пользоваться силой голоса;
- Ребёнок сможет рассуждать, описывать предметы, отвечать на вопросы и задавать их, пользоваться диалогической речью, составлять небольшие самостоятельные тексты.
Поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольников, все эти знания и умения преподносятся на занятиях в виде словесных игр и разнообразных занимательных заданий. Ребёнку не будет скучно выполнять их.
Работа ведётся в формате индивидуальных занятий, поэтому количество мест ограничено. Спешите записать ребёнка!