Популярное нарушение речи, которое мешает детям научиться читать. Оно диагностируется у подавляющего большинства учеников начальной школы и часто списывается на лень или невнимательность ребёнка.
Дислексия — это речевое нарушение, характеризующееся стойкой избирательной невозможностью освоить чтение при сохранном интеллекте и слухе. Главной проблемой становится неспособность освоить буквы, умение читать слоги, слова, предложения и тексты. Часто неправильное прочтение слов ведёт к непониманию смысла
Эти проблемы создают серьёзные препятствия для школьного обучения ребёнка, так как для решения задач, выполнения проверочных заданий необходимо умение правильно и быстро читать. Расстройства чтения возникают вследствие несформированности высших психических функций, задействованных в данном процессе.
Нарушение чтения устраняет конкретный специалист — логопед.
Содержание статьи:
Симптомы дислексии
Симптоматика нарушения состоит из проявлений, имеющих прямое отношение к нарушению чтения. Также она включает комплекс нарушений сенсомоторных и познавательных функций, являющихся основой психологических аспектов затруднений процесса чтения.
Характерными проявлениями дислексии являются следующие:
- Неусвоение букв, неточное соотношение звуков с их графическими образами, проявляющееся в заменах либо смешениях (нескольких замен) фонем при чтении (п-т, ц-с, т, а-о, и, е, я).
- Побуквенное чтение — неправильное соединение букв в слоги, в слова. Буквы просто перечисляются последовательно.
- Ошибки в воспроизведении звукослоговой структуры слова.
- Неверное понимание прочитанного на уровне отдельного слова, предложения, текста.
- Аграмматизмы. Наиболее популярны ошибки согласования существительного с прилагательным, глаголом (например,«красивуя книга», «встала солнышко», «дети гулял»), нарушение падежных окончаний («на деревах») и другие.
Чтобы проверить ребёнка на предмет наличия этого нарушения речи, достаточно пройти логопедическое обследование, которое похоже на тестирование и проводится в игровой форме.
Нередко вместе с дислексией диагностируется дисграфия (стойкие и специфические орфографические ошибки на письме). Эти проблемы могут возникать и в отдельных случаях изолированно друг от друга.
Есть мнение, что дислексия — это психическое заболевание. Оно в корне неверно, как и термин «лечение дислексии». С точки зрения психологии, при дислексии нарушены или частично недоразвиты психические функции, необходимые для осуществления процесса чтения.
В процессе чтения дети путают буквы, быстро устают, с трудом воспринимают прочитанное на слух. Психоэмоциональное состояние дислексика находится в угнетённом состоянии из-за осознания своего дефекта.
Может диагностироваться нарушение мелкой и крупной моторики, ребёнок плохо ориентируется в пространстве и на листе бумаги. Если дислексия не связана с умственной усталостью, она может диагностироваться на фоне достаточного или высокого уровня интеллектуального развития малышей.
Причины дислексии
Причины возникновения дислексии бывают органическими, функциональными, биологическими, социальными. Анамнез детей с данным речевым нарушением включает много факторов, воздействующих на протяжении разных периодов развития ребёнка.
Дислексические расстройства часто вызваны органическим повреждением речевых центров коры головного мозга, задействованных в организации чтения, отставаниями в созревании этих участков мозга, неправильной их работой. Трудности чтения нередко спровоцированы продолжительными соматическими болезнями детей в раннем возрасте.
Отдельное место занимают социальные факторы, создающие неблагоприятный фон, провоцирующий появление проблем. Сюда входят неправильная речь близких, билингвизм (двуязычие), недостаточное внимание родителей к речевому развитию детей, ограниченное, скудное общение с ребёнком, неблагоприятная обстановка в семье.
Если у ребёнка имеются патологии устной речи (ФФН, ОНР), с большей долей вероятности можно будет сказать, что он будет страдать от дислексии и дисграфии.
В сложных случаях дислексические расстройства могут появиться в составе тяжёлого комплексного нарушения. Например, при умственной отсталости, задержке психоречевого развития, минимальной мозговой дисфункции, у лиц со зрительными или слуховыми дефектами, детским церебральным параличом.
Существуют две глобальных причины дислексии: врождённая и приобретённая. По данным исследований, в её появлении большую роль играет наследственность — да, дислексия передаётся по наследству.
Частая этиология дислексии:
- Минимальная мозговая дисфункция;
- Гипоксия плода и асфиксия в родах;
- Преждевременная отслойка плаценты;
- Желтуха у новорождённых;
- Гемолитическая болезнь плода;
- Токсическое воздействие на плод алкоголя, никотина и лекарственных препаратов;
- Перенесённые ребёнком или матерью во время беременности инфекционные заболевания (грипп, корь, краснуха, ветряная оспа, герпес, полиомиелит), нейроинфекции;
- Последствия черепно-мозговой травмы;
- Органическое поражение речевых зон головного мозга.
Также на развитие дислексии может повлиять двуязычие в семье, педагогическая запущенность ребёнка, дефицит общения, необдуманное следование родителями методикам раннего развития, слишком раннее обучение грамоте или неправильно выбранная методика формирования чтения.
Не бывает дислексии у дошкольников! Чтобы поставить этот диагноз, нужно сначала попытаться научить ребёнка читать, а делают это с 7 лет. Раньше не считается. Если вам поставили такой диагноз в дошкольном возрасте, стоит обратиться к другому логопеду. В норме диагноз «дислексия» уместен к окончанию 2 класса начальной школы.
Приобретённая форма чаще встречается у взрослых, как следствие инсульта. Людям приходится заново учиться читать и писать. О ней расскажу чуть ниже.
Виды дислексии
Нарушение речи можно классифицировать по нескольким типам. Классификация по ведущим проявлениям:
- Вербальная форма – отмечаются трудности с прочтением слов.
- Литеральная форма – возникают проблемы с усвоением букв (литер).
Также производится классификация по дефектным механизмам процесса чтения и симптомам. Так выделяют шесть форм дислексии:
Фонематическая
Нарушены процессы синтеза и анализа, восприятия фонем. Нарушение характеризуется побуквенным чтением, ребёнок заменяет или смешивает между собой глухие и звонкие, шипящие и свистящие звуки, добавляет, пропускает и переставляет звуки и слоги (вместо пишет – пищит, вместо бабочка – папочка, лопата – лотапа, утка – тука). Он может пропускать согласные при их стечении (марка - мара), вставлять лишние гласные там, где они не предусмотрены (легла – легала).
При коррекции фонематической дислексии логопед развивает у ребёнка все стороны речи, а также память, внимание, речевое мышление. Дислексик учится проводить звукобуквенный и звукослоговой анализ слов.
Семантическая
Семантическая дислексия проявляется в не сформированном слоговом синтезе: ребёнок имеет бедный словарь, не может усвоить синтаксические связи в предложении. Чтение носит «механический» характер, читающий может иметь хорошую технику чтения, но не понимает смысла прочитанного. Он не устанавливает между словами никакой связи, воспринимая их, как набор отдельных слов.
То же самое происходит со сложением слогов в слово – ребёнок не может узнать слово, воспринимает его, как набор слогов или звуков. Встречается у детей с умственной отсталостью, задержкой психического развития (ЗПР), минимальной мозговой дисфункцией (ММД).
При семантической форме речевого нарушения логопед наполняет лексикон младшего школьника, помогает ему освоить грамматику родного языка, слоговой синтез.
Аграмматическая
Недоразвит грамматический строй речи, ребёнок при чтении допускает ошибки в согласовании слов по родам, падежам и числам, сохраняя их на письме и в обычной речи, неправильно читает части слова (суффиксы, приставки, окончания), неверно согласует слова в предложениях («у магазинах», «пять дятла», «лесное поляна», «выпала листва»).
Коррекция аграмматической дислексии включает в себя формирование правильных норм языка, умения образовывать и изменять слова. При мнестической дислексии формируют зрительный гнозис, слухозвуковую память.
Мнестическая
При мнестической дислексии нарушена речевая память, ребёнок с трудом соотносит букву и звук друг с другом, не запоминает их. Вследствие этого он смещает и заменяет буквы при чтении, сокращает количество букв в слове, не может воспроизвести 3–5 последовательно произнесённых звуков или слогов.
Оптическая
Читающий заменяет или смешивает похожие между собой буквы (п-д, б-д, з-в), при чтении соскальзывает со строчки на строчку. Может проявляться «зеркальным чтением» букв справа налево.
Тактильная
Тактильная дислексия встречается у слабовидящих и незрячих людей, которые пропускают буквы и слоги при чтении азбуки Брайля, соскальзывают со строки на строку, при пересказе искажают смысл прочитанного. Если ребёнок страдает от тактильного типа, у него развивают ориентирование в пространстве, тактильное восприятие предметов и схем.
Устная речь детей с дислексией часто далека от идеала, имеет множество грамматических ошибок, дефекты звукопроизношения, в ней встречаются несвязанные между собой высказывания, неправильно употреблённые слова.
Если дислексия у младших школьников вызвана педагогической запущенностью, билингвизмом, ранним обучением чтению, дефицитом речевого общения, можно рассчитывать на полную коррекцию дефекта при совместной работе родителей ребёнка с логопедом и детским психологом.
Методы диагностики
Нередко распознать это речевое нарушение получается поздно: в 3–4 классе начальной школы. К сожалению, если ребёнок путает слоги в слове не все учителя и родители задаются вопросом почему это происходит. Все симптомы речевого нарушения относят к лени и невнимательности ребёнка, отсутствия у него прилежания — выявить проблему удаётся не сразу.
При выявлении симптомов дислексии, описанных выше, ребёнка следует обследовать у логопеда, психолога, психоневролога, детского невропатолога. Начать стоит именно с логопеда, каждый специалист этой цепочки знает, как лечить (корригировать) своё направление проблемы.
Диагностика дислексии включает в себя несколько параметров, анализируемых специалистами:
- Анамнез (течение беременности и родов у матери, перенесённые заболевания);
- Успеваемость по русскому языку;
- Состояние органов артикуляции;
- Степень развития мелкой моторики;
- Сформированность лексики, грамматики, фонематики, звукопроизношения, связной речи;
- Состояние письменной речи (списывание с образца, письмо под диктовку, самостоятельное письмо);
- Уровень освоения чтения (темп, правильность, способ чтения, осмысление текста, наличие типичных ошибок);
- Состояние анализа и синтеза речи;
- Уровень сформированности зрительного распознавания букв;
- Ориентирование в пространстве.
В диагностическое обследование может включаться консультация офтальмолога с проверкой зрения и невропатолога с проведением электроэнцефалограммы.
Дислексия у взрослых
Обычно дислексия у взрослого является следствием не оказанной логопедической помощи в детстве. Зачастую она появляется в зрелом возрасте при появлении у человека расстройства интеллектуальной сферы, или когда нарушение затрагивает область слухового восприятия информации. Это провоцирует возникновение трудностей, так как сигналы, поступающие в мозг, искажаются, обрабатываются неточно.
Также проблемы с чтением могут появляться вследствие полученной травмы или пережитого психологического потрясения. Дислексия, возникшая у взрослого человека, приводит к дезадаптации. Поэтому важно своевременно обратиться к логопеду и получить эффективную помощь в преодолении данного нарушения.
Симптомы дислексии у взрослого:
- Неправильное, искажённое произношение сложных, длинных или малознакомых слов.
- Ошибки при чтении графически сходных слов.
- Безграмотное письмо, множественные грамматические ошибки, бедность словарного запаса, сложность в написании писем, заявлений и других самостоятельных высказываний.
- Низкая скорость чтения и трудности при запоминании прочитанного.
- Трудности при простейших арифметических вычислениях. Они могут быть признаками дискалькулии.
Люди, имеющие дислексию, нуждаются в постоянном наблюдении специалистов. Проведя полное обследование, логопед разрабатывает план коррекционной работы, опираясь на индивидуальные особенности человека и тяжесть нарушения.
Методы коррекции дислексии
Помимо негативного воздействия на успеваемость школьника, дислексия отрицательно влияет на становление его личности. Затруднения при освоении чтения способны спровоцировать появление таких свойств личности, как неуверенность в себе, стеснительность, тревожность, мнительность, замкнутость либо, агрессию, раздражённость, негативизм. Поэтому особая роль принадлежит раннему обнаружению и коррекции этого нарушения.
Если обратиться к логопеду при обнаружении первых признаков дислексии, можно минимизировать её проявления. Чем позже будет проводиться коррекционная работа, тем больше времени потребуется на устранение данного нарушения.
Для устранения нарушения чтения необходима единая система коррекционного воздействия, так как очень часто дисграфия, дислексия, дизорфография существуют не изолированно, а чаще всего сопровождают друг друга.
Основные направления коррекционной работы:
- Развитие и совершенствование фонематического восприятия (умение выделять заданные звуки, различать близкие по звучанию звуки, например: с-ц, ч-щ, р-л) не только в устной речи, но и в письменной. Данная работа проводится с участием речедвигательного анализатора, поэтому одновременно с развитием фонематического слуха осуществляется работа над звукопроизношением;
- Работа над звукопроизношением – устранить недостатки, отработать артикуляцию, сформировать правильное дыхание, автоматизировать звуки в связных высказываниях, научить различать близкие по звучанию звуки;
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Основными видами данной работы являются: выделение из текста предложений, из предложения - слов, из слов - слогов и звуков, такой анализ сопровождается составлением различных схем, упрощающих понимание основных терминов русского языка;
- В коррекционной работе большое значение придаётся развитию психических процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти. Для этого рекомендуются различные задания и дидактические игры. Например: «Что изменилось?», «Узнай по голосу», «Сад-огород», «Заполни фигуры буквами», «Собери животное», «Подбери по форме» и т.д.
- Уточнение значений, имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи; знакомство с различными способами словообразования и словоизменения. Развитие и дальнейшее совершенствование грамматического оформления речи на основе овладения предложениями различных синтаксических конструкций: простыми и сложными.
- Совершенствование связной речи, работа над предложением, как основной речевой единицей. Обращаем внимание на знаки препинания, что активизирует ученика на правильную интонацию при чтении. С разными интонациями можно читать одно и то же предложение. Прочитать текст по-разному, например: медленно – как черепашка, трусливо – как зайка, певуче – как птичка, громко – как медведь и другие виды работы.
Существует несколько методов коррекции дислексии у школьников. Наиболее популярными являются метод Рональда Дейвиса и методика А.Н. Корнева.
Метод Рональда Дейвиса
Американским исследователем Рональдом Д. Дейвисом разработал метод устранения дислексии и открыл первую клинику по проблемам чтения.
Уникальность метода состоит в том, что он помогает дислексику научиться контролировать проявления дезориентации или отсутствия внимания, научает воспринимать самые трудные и сложно написанные символы и слова, а затем переводить их в воображении в образы, благодаря чему заполняются пропуски в восприятии.
Метод основан на визуальном, а не вербальном мышлении. Он содержит три основных этапа:
- Обучение «контролированию» алфавита и языковых знаков, например: путём вылепливания их из пластилина. Когда ребёнок самостоятельно лепит буквы, он осязает их, представляет их образ, что улучшает его почерк.
- Обучение «контролированию» абстрактных слов, образ которые у дислексика отсутствуют.
- Формирование навыка последовательности и понимания в процессе чтения.
Метод Дейвиса не просто обучает письменной речи, он формирует навыки самоорганизации: развивает чувство времени, порядка и длительности, учит концентрироваться.
Методика А.Н. Корнева
Александр Николаевич Корнев — это известный эксперт по проблемам дислексии в России, который разработал метод «Коррекция стойкой неспособности овладения чтением и письмом». Он используется для коррекции дислексии у младших школьников.
Методика нацелена на раннее выявление недостаточной сформированности процессов, необходимых для освоения школьной программы, речевого развития детей. Ho эти тесты часто применяются педагогами при организации работы с дислексиками.
Упражнения по коррекции дислексии
Обучение письменной речи — это самый сложный период школьного обучения. Число школьников, допускающих множественные специфические ошибки, постоянно увеличивается. Часто эти ошибки связываются взрослыми с рассеянностью.
Специальная работа по преодолению дислексии строится на выполнении специальных упражнений, нацеленных на становление всех речевых сторон. Помимо этого, упражнения воздействуют на развитие мелкой моторики, психических процессов, а также нормализуют эмоционально-волевую сферу. Они формируют зачатки для верного становления письменной речи, повышают уровень общего развития, обогащают словарь, совершенствуют языковое чутьё.
Упражнения по развитию фонематических процессов
Упражнения тренируют фонематический слух, восприятие, память. Они формируют умение вычленять заданную фонему из слова, определять их количество в словах, навык подбора слов с заданным числом фонем.
Дифференцировать оппозиционные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые согласные звуки. Различение осуществляются по такому алгоритму: послушать, произнести, различить, записать. На этапе проговаривания слогов нужно подключить кинестетический анализатор, например: на звонкие фонемы поднимать руку, а на глухие опускать.
Определять звонкость звуков. После усвоения различия в артикуляции звонких и глухих фонем, готовятся таблички с их условным обозначением. На одной нужно нарисовать треугольник, на другой нарисовать кружок. Ребёнку предлагается послушать слова, определить, на какой звук они начинаются, поднять подходящую карточку. После устной отработки слова записываются или в два столбика, или только с глухими согласными, или только со звонкими согласными.
Назвать слово, отличающееся от других. Различение на слух близких по акустическим параметрам фонем, точное повторение всех слов с ними.
Игры с мячом. Они нацелены на формирование фонематических процессов, общей и мелкой моторики, на пространственную ориентировку, регуляцию целенаправленных движений, совершенствование меткости, ловкости. Благодаря им активизируются внимание, нормализуется поведенческая сфера:
- «Мне известно много слов». Ребёнку нужно произнести несколько слов на определённую тему или начинающихся с конкретного звука, при проговаривании каждого слова можно использовать мяч, стучать им об пол при произнесении.
- «Всезнайка». Взрослый задаёт вопрос, передавая мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч и отвечает на вопрос развёрнутой фразой. Все слова в ответе начинаются с одного определённого звука.
- «Счетовод». Взрослый говорит слово, кидает мяч. Ребёнку нужно поймать мяч, посчитать число звуков в слове и сказать слово, содержащее аналогичное число фонем, бросив мяч обратно.
Упражнения для развития речевого аппарата и голоса
Упражнения, развивающие артикуляционную чёткость, дыхание, голос влияют на успешность усвоения школьного материала. Они строятся на проговаривании скороговорок, ритмических текстов, стихотворений, подразумевают точное повторение услышанного, позволяют прочувствовать речевой ритм и темп.
Недостаточная активность артикуляторных органов, точность выполнения заданных укладов, нарушенное дыхание приводят к трудностям обучения. Работа по развитию речевого аппарата содержит упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики. Выработка верного выдоха оптимизирует работу кровеносной системы, благоприятно влияет на работу всего организма.
Плавное дыхание позволяет расслабиться и сконцентрировать внимание. Дыхательный ритм - единственный из ритмов тела, который человек способен осознанно контролировать и активно регулировать. Дыхательные упражнения можно выполнять на любом этапе занятия. К ним относятся игра на духовых музыкальных инструментах, пускание мыльных пузырей, имитирование естественных процессов: сосания, зевания, кашля.
Отдельное место в развитии артикуляторных органов принадлежит работе над скороговорками. Она решает множество задач: совершенствование фонематических процессов, уточнение артикуляционного уклада фонем, отработку артикуляционной чёткости, длительного, правильного выдоха, развитие памяти, ликвидацию боязни проговаривания сложных слов, обеспечение положительного психологического настроя. Она позволяет уловить речевой ритм, темп, содействует повышению скорости как устной, так и письменной речи.
Упражнения по формированию мелкой моторики
Упражнения, развивающие моторику рук, способны улучшить эмоциональное состояние, развивают память, речь. Для формирования мелкой моторики можно применять массаж, пальчиковую гимнастику, игры, штриховку, лепку, рисование. Оригами так же подойдёт.
Упражнения на совершенствование зрительного восприятия
Для развивающей работы над зрительными процессами хорошо подходит выполнение корректурных проб. Они необходимы для коррекции зрительного внимания, восприятия, создания визуального образа буквы.
- «Муха». В центре квадрата, разбитого на ячейки, изображается муха. Взрослый диктует пути её перемещения, например, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз и т. д. Вначале ребёнок передвигает пальцем по клеткам, затем мысленно представляет её передвижение. На завершающем этапе ребёнок с закрытыми глазами должен представить путь и сказать, в какой клетке нужно остановиться.
- «Вверх ногами». Лист с напечатанным текстом разворачивается на несколько градусов. Ребёнок должен прочитать текст не поворачивая головы.
- «Узнай с полубуквы». Верхняя либо нижняя половина строки прикрывается белым листом бумаги или заклеивается часть строки, ребёнок должен прочитать предложение. Эта проба формирует визуальный образ букв, умение быстро прочитывать одно или одновременно несколько слов.
- «Хромой текст». ребёнку предлагается прочитать предложения, которые напечатаны двумя шрифтами. Объяснить смысл их. Отметить специфику написания. Прочитать, что изображено печатным шрифтом, а что курсивом. Списать слова, напечатанные одинаковым шрифтом. Прочитать получившееся предложение.
Методы профилактики
Профилактикой дислексии следует заниматься задолго до начала школьного обучения. Предупреждение намного лучше лечения.
Что делать? Ведущий приём – игры на развитие мышления, памяти, внимания. Часть из них мы описали выше. Важно предоставить ребёнку как можно больше разных образов – изображений предметов, схем, букв в виде красочных картинок. Упражнения для профилактики и коррекции можно проводить в домашних условиях.
Буквы можно лепить из пластилина, выкладывать шерстяной ниткой на бархатной бумаге, счётными палочками на столе. Все эти образы откладываются в детском подсознании, и формируется представление о букве, наполняется словарный запас.
Очень полезно чаще читать ребёнку вслух, даже если он сам начал читать. Лексикон, употребление ярких эпитетов, правильное построение фраз, согласование слов в предложениях, — всему этому дети учатся, слушая лучшие произведения художественной литературы.
Чтобы у детей не страдала успеваемость, они не испытывали психологический дискомфорт, нужно как можно раньше начинать профилактику и коррекцию дислексии. Это самый лучший вариант, как помочь ребёнку обойти стороной этот неприятный диагноз.
Таким образом, дислексия является нарушением письменной речи, а именно, процесса чтения. Наиболее часто она содержится в составе сложных нервно-психических и речевых нарушений. Но стойкие расстройства процесса чтения встречаются и у лиц с сохранным интеллектом, нормально развитой устной речью, ненарушенными зрительным и слуховым анализаторами, имеющих недоразвитость отдельных психических процессов.
Дислексия чаще бывает у школьников, но иногда она возникает у взрослых людей. Своевременное выявление нарушения, правильно организованная работа специалистов по её коррекции позволяют добиться полного устранения данного нарушения.