Почему ребёнок не хочет в школу, причины нежелания посещать уроки, степень серьёзности проблемы. Возможные последствия и советы психолога для родителей.
С наступлением учебного года многие родители сталкиваются с этой проблемой и не знают, что делать, если ребёнок не хочет ходить в школу. Причины подобного детского поведения бывают разными, поэтому важно разобраться из-за чего он отказывается посещать учебное заведение и получать новые знания.
Содержание статьи:
Степень серьёзности проблемы
Когда ребёнок сообщает маме или папе, что не желает идти в школу, его слова могут иметь разную смысловую окраску. Необходимо разобраться, в чём дело. Иногда даже любимое занятие надоедает, если его приходится выполнять ежедневно. Ведь взрослым тоже не всегда хочется идти на работу или заниматься домашними делами.
Если он устал от «обязаловки», особой проблемы здесь нет. Психологи в этом случае советуют оставить школьника дома на денёк, одобрив «прогул». Подобное поведение позволит получить следующие бонусы:
- У ребёнка не возникнет переутомления.
- Родитель «заработает дополнительные баллы» как тот, кто любит и балует.
- Школьник получит немного времени соскучиться по одноклассникам и учителю.
Проблема является гораздо более серьёзной, если сын или дочка изменились, стали более агрессивными или замкнутыми. Когда ребёнок под любым предлогом отказывается посещать школьные занятия и стремится прогулять уроки, пора бить тревогу. Подобные факторы свидетельствуют о том, что нужно срочно принять меры: найти и ликвидировать настоящую причину нежелания учиться. Чем скорее удастся с этим разобраться, тем меньше пострадает психика сына или дочки.
Причин нежелания ходить в школу не так много, но родителям нужно понять её и принять своевременные меры. Если пустить ситуацию на самотёк, можно создать серьёзные проблемы своему чаду. Прежде всего нужно понять, что ребёнок имеет полное право тревожиться.
Родителям следует искренне и регулярно интересоваться жизнью детей, общением с друзьями, спрашивать, какие предметы больше нравятся, а какие даются с трудом и почему.
Важно задавать вопросы не только о полученных отметках, но и что они были поставлены. Доволен ли ребёнок результатом, какие чувства он испытал при получении балла — радость, гордость, гнев, стыд, разочарование. Умение проговорить собственные эмоции — это навык, который обязательно пригодится ему в будущей жизни.
Первая причина: одноклассники
Дети нередко бывают жестокими. Они ещё неспособны взглянуть на ситуацию с нескольких сторон, как это делают многие взрослые. Например, они не могут объективно оценить своё поведение и понять, какие оно может иметь последствия.
Издевательства одноклассников могут быть обусловлены разными причинами. Иногда это какие-то внешние недостатки или закомплексованность. Порой дети не хотят дружить со своим сверстником из-за его сложного характера или неадекватного поведения.
Когда ребёнок входит в новый коллектив, ему обычно хочется показать себя с самой лучшей стороны. Если он боится непринятия, то, как бы идёт на опережение, защищаясь нападением. Подобное поведение является неосознанным и часто имеет искажённую форму. Ребята могут не понять такой наглости, начать травить в ответ.
Чаще всего опасается непринятия те дети, которым это уже хорошо знакомо. Как правило, они сталкиваются с таким отношением к в собственной семье. Например, кто-то из родителей не уважает его, может себе позволить ударить или оскорбить, демонстрирует неприязнь.
Необходимо поговорить с ребёнком в непринуждённой обстановке. Можно пригласить его прогуляться по парку или покататься на аттракционах. Детям проще идти на контакт, когда у них хорошее настроение.
Стоит поговорить с классным руководителем, прислушаться к его рекомендациям. Нередко дети доверяют преподавателям гораздо больше, чем собственным родителям, охотно делясь с любимой учительницей самым сокровенным. Получив необходимую информацию, важно быть с ней осторожным, чтобы ребёнок не смог понять, где произошла «утечка». В противном случае он будет считать преподавателя предателем, перестанет ему доверять.
Если сын или дочка конфликтует с одноклассниками, важно как можно быстрее разобраться в причинах раздора. Возможно, ребёнок сам неправ и боится наказания специально искажая картину. Необходимо внимательно выслушать каждую из сторон, а лишь потом принять решение.
Вторая причина: неинтересно учиться
Обычно дети очень любопытны. Это такие маленькие почемучки, которым хочется знать всё на свете. Если пропадает интерес к обучению, то это обосновано.
Почему ребёнок не хочет учиться:
- Школьник получил пробел в знаниях, отстав от программы. Подобное может произойти даже с умным развитым школьником. Например, из-за проблем со здоровьем или по причине семейных обстоятельств.
- Иногда учебная программа не успевает за одарённым ребёнком. Такие дети вырастают из школьной программы, как из старой формы.
- Способности школьника просто не соответствуют общей направленности обучения, или его слабые интеллектуальные задатки являются преградой для адекватного восприятия информации. Он старается, но у него плохо получается. Он не в состоянии осилить школьную программу на достаточном уровне, из-за чего мотивация учиться исчезает.
Здесь родителям нужно помочь школьнику наверстать упущенное, нанять репетитора или позаниматься самостоятельно. Когда у него начнёт получаться, он почувствует себя значимым, и у него возрастёт мотивация к новым свершениям. Дети должны понимать, что чего-то не знать — это нормально, стыдиться здесь нечего. Пускай он смело сообщает о том, что у него возникли сложности с выполнением задания, или он просто банально устал. Большинство современных школьников сегодня перегружены.
Одарённого ребёнка лучше отдать на обучение в профильную школу, где учебная программа усложнена.
Третья причина: антипатия преподавателя
Нередко нелюбовь к школе объясняется диссонансом темперамента ученика и учительницы. Чаще всего подобная ситуация возникает в начальных классах. Например, крикливый властный преподаватель способен подавлять робкого ребёнка с низкой самооценкой. Если же учитель слишком спокойный, ему может оказаться не под силу наладить контакт с шустрым шалуном.
Подобные проблемы обычно приводят к плохой успеваемости, а потом к исчезновению всякого интереса к учёбе. Необходимо знать темперамент ребёнка. Если сын или дочка — непоседа с первых дней жизни, нужно быть готовым к тому, что они потребуют к себе гораздо больше внимания, нежели спокойный ученик.
Отдельно стоит сказать о гиперактивных детях, которые с большим трудом признают авторитеты, отличаются необузданным любопытством, легко переключаются с одного дела на другое и не могут усидеть на месте. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить их концентрироваться на чём-то одном продолжительное время. В школе ему этот навык очень поможет. Конечно, задача не из лёгких, понадобится проявить смекалку и пустить в ход всю свою фантазию. Иначе попытки заинтересовать ребёнка учёбой не увенчаются успехом.
Родители обычно стремятся отдать детей в самую престижную школу, не понимая, что нужно выбирать не учебное заведение, а учителя. В особенности если это младшие классы. Если ученик и преподаватель будут подходить друг другу по темпераменту, им будет проще наладить контакт. Когда ребёнок симпатичен учительнице, она всегда найдёт способ, как ему помочь при отставании от школьной программы.
Педагогический коллектив имеет огромное значение. Если к ученику относятся с уважением, воспринимают его как индивидуальность, учитывают личностные особенности, он непременно будет любить свою школу и стараться хорошо учиться.
Заинтересовать ребёнка учёбой проще, если он воспринимает школьный коллектив как родную семью и комфортно себя ощущает в учебном заведении. Когда он отказывается обучаться из-за проблем в отношениях с преподавателем, стоит поискать отзывы о школах своего района. Возможно, лучшим решением окажется просто забрать документы и подыскать другого педагога. Главное — не замалчивать ситуацию, не делать вид будто ничего не происходит.
Другие причины
Переживая первую влюблённость, сын или дочка нередко отказывается ходить в школу. Делать с ребёнком в этом случае ничего не надо. Отсутствие взаимности в любви школьник переживёт, хоть это окажется для него стрессом.
Но к первой влюблённости не стоит относиться поверхностно, нужно объяснить, что в жизни всё меняется. Можно поплакать вместе, отвлечь. Чаще всего школьная любовь не переходит в серьёзные отношения, необходимо это просто пережить. Возможно, стоит сходить к детскому психологу на консультацию.
Бывает, что виной всему неурядицы в семье, например, если мать и отец разводятся. Из-за семейных проблем у него могут опуститься руки. Мотивация к обучению может пропадать вследствие отсутствия должного внимания и контроля со стороны родителей. Так, не чувствуя поддержки от взрослых, ребёнок не хочет ходить в школу.
Что делать с причинами подобного плана — вполне понятно: необходимо начать уделять внимание ребёнку, чтобы он чувствовал себя нужным. Будет нелишним посетить детского психолога, если в семье тяжёлая обстановка. Когда отец с матерью постоянно ссорятся, это неминуемо влияет на ребёнка, который невольно получает стресс.
Если он связался с плохой компанией, и при этом нет никакого контроля со стороны матери или отца, ситуация может оказаться очень тяжёлой. Здесь вина взрослых налицо, действовать нужно быстро и решительно.
Когда мысль о том, что нужно идти в школу, наводит на ребёнка ужас, он всячески пытается избежать этого, важно поговорить с ним и постараться узнать, что произошло. Это первый шаг на пути к решению проблемы. Узнав истинную причину, следует принять меры, учитывая особенности сложившейся ситуации. Для детей важна родительская поддержка, поэтому, что бы ни случилось, всегда нужно относиться с пониманием к неприятностям ребёнка.