Что делать, если ребенок невнимательный. Причины рассеянности и способы их преодоления. Практические советы родителям школьников.
Тема рассеянности в блоге логопеда появилась вследствие того, что в своей практике я периодически сталкиваюсь с невнимательными детьми. Причины рассеянности могут быть разными, но они мешают школьникам заниматься, а родители иногда просто не понимают что делать.
Я не психолог или невропатолог, к которым следует обращаться по этому вопросу, но как учитель-логопед с опытом работы более 20 лет, могу дать несколько полезных рекомендаций.
Содержание статьи:
Причины и признаки невнимательности
Прежде всего родителям необходимо понаблюдать за ребёнком, проанализировать его действия и выяснить, что приводит к рассеянности.
Основные причины невнимательности детей:
- Гиперактивность. Её несложно выявить, достаточно понаблюдать за поведением малыша. Гиперактивный ребёнок неусидчив, не способен долго находиться без движения, ему тяжело сидеть на месте. Он легко отвлекается от своего занятия на посторонние факторы, вроде разговора в соседней комнате или громкий звук проезжающего автомобиля.
- Часто болеющие дети. Постоянные больничные не способствуют учёбе. Детям может быть сложно заниматься из-за ослабленного состояния организма, что приводит к рассеянности во время занятий.
- Высокие нагрузки. Помимо занятий в школе, дети ходят в бассейн, на танцы, посещают музыкальную школу, уроки английского и далее по списку. Если переусердствовать с дополнительными занятиями, ребёнок может не выдержать нагрузки и потерять интерес.
- Отсутствие мотивации. Наверняка вы замечали за собой, что с удовольствием делаешь лишь то, что нравится. У детей всё точно так же. Например, если школьный предмет или занятия с логопедом неинтересны, нужно его заинтересовать.
- Прочие факторы: сюда можно отнести лень, стресс, депрессивное состояние, неправильное питание, режим дня.
Обычно родители замечают признаки рассеянности ребёнка в начальной школе. Узнать, что ребёнок невнимательный когда ему более 7 лет не очень приятно.
Признаки детской невнимательности:
- Быстро делает уроки не вникая в суть заданий;
- При этом обнаруживается много ошибок;
- Часто жалуется на усталость, хотя ничем особо загружен не был;
- Уроки делаются крайне медленно и неохотно, ребёнок постоянно отвлекается;
- Вы часто замечаете, что школьник витает в облаках, а не занимается.
Важно убедиться, что в поведении ребёнка нет признаков синдрома рассеянного внимания (СРВ), заболевания которое необходимо лечить.
Что делать родителям
Рассеянные дети постоянно что-то теряют, забывают, могут даже заблудиться витая в облаках. Не стоит кричать на них или ругать за каждую оплошность, усугубляя и без того стрессовое состояние малыша. Важно понять причину невнимательности и устранить её.
Нужно помогать ребёнку развить внимательность и память, чаще проверять домашние задания, не пускать их выполнение на самотёк. Недостаточное участие или полное отсутствие мамы с папой в учебном процессе отрицательно сказывается на успеваемости детей. Также если не хвалить ребёнка, он не видит смысла в своих действиях, не хочет развиваться.
С первых дней поступления в школу необходимо заинтересовать первоклассника учёбой. Можно делать это в игровой форме, рассказывая интересные факты из жизни. Главное, чтобы это нравилось детям и увлекало их в мир знаний, а не являлось неприятной обязанностью, за которую могут поругать.
Например, моя дочка не хотела посещать уроки финансовой грамотности в первом классе, потому что ей было неинтересно и непонятно, зачем это всё нужно. После того, как я объяснила ей простым языком зачем нужны деньги, как они работают и что лично ей даст финансовая грамотность, невнимательность по отношению к этому школьному предмету ушла.
Следует постепенно и ненавязчиво приучать рассеянного малыша к порядку. Выработать в нём привычку всё складывать на свои места, подготавливать портфель к школе с вечера, чтобы утром не забыть что-нибудь нужное.
Хорошим способом организовать школьника станет составление режима дня с подробным графиком важных дел, включая проверку домашнего задания родителями и самостоятельная подготовка портфеля с тетрадями и учебниками.
Пример распорядка дня школьника:
Время | Действие |
---|---|
07:00 — 07:05 | Пробуждение |
07:05 — 07:20 | Зарядка, гигиена |
07:20 — 07:35 | Завтрак |
07:35 — 08:00 | Сборы в школу |
08:00 — 08:30 | Дорога в школу |
08:30 — 13:05 | Уроки |
13:05 — 13:30 | Дорога домой |
13:30 — 13:40 | Переодевание, гигиена |
13:40 — 14:00 | Обед |
14:00 — 16:00 | Свободное время, секции |
16:00 — 18:00 | Выполнение домашнего задания |
18:00 — 18:30 | Ужин |
18:30 — 20:00 | Свободное время |
20:00 — 21:00 | Подготовка ко сну |
21:00 — 07:00 | Ночной сон |
Первое время весь режим дня нужно будет проходить вместе с ребёнком, постепенно приучая его к самостоятельному продолжению начатого вместе дела. Со временем он сам станет продумывать план своих действий на завтра, выполняя дела вовремя без посторонней помощи.
Немаловажную роль играет расположение мебели в комнате. Необходимо разделить рабочее место школьника с зоной отдыха, чтобы во время занятий его ничто не отвлекало. Если он делает уроки там где играет, то будет постоянно отвлекаться на игрушки, которые всегда интереснее занятий.
Если родители хотят, чтобы их малыш стал внимательнее, необходимо приложить усилия для самоконтроля. Нужно воспитывать не только детей, но и себя. Дети — это отражение родителей, они смотрят на действия взрослых, берут с них пример, делают выводы о происходящем. Приучив к порядку себя, взрослые всегда будут находить время для детей, что является важным фактором в их развитии.
Есть два специалиста — детский психолог и невропатолог, которые объяснят что делать, если ребёнок невнимательный. Можно обратиться к ним. Чем раньше выявятся причины рассеянности, тем быстрее можно приступить к корректировке поведения.
Не следует бросать ребёнка наедине с выполнением домашних заданий. Некоторые современные задачи из учебников могут ввести в ступор даже взрослого. Участие родителей в учёбе должно стать повседневной первостепенной задачей. Не надо делать всё за ребёнком, достаточно следить за выполнением заданий, вовремя проверять и помогать там, где он не справляется.
Также важно разнообразить еду ученика. В ней должно присутствовать достаточное количество белков, жиров и углеводов. Не стоит забывать об обязательном употреблении в пищу фруктов и овощей. Они должны быть в ежедневном рационе подрастающего организма, чтобы вовремя насыщать его витаминами и полезными веществами, способствующими правильной работе мозга.
Нелегко, когда в семье растёт невнимательный ребёнок. Родителям нужно уделить ему своё время, помочь стать внимательным, мотивировать к учёбе и всестороннему развитию. Суметь заинтересовать нужным школьным предметом или кружком, поощрять начинания, помогать доводить начатое дело до конца.
Главное — не пустить процесс на самотёк надеясь, что «как-нибудь само пройдёт». С рассеянностью не только можно, но и нужно бороться.