Размер шрифта
Цвет фона и шрифта
Изображения
Озвучивание текста
Обычная версия сайта
ourkids
Детский логопед
Надежда Буйнова
+7 812 509-60-80
+7 812 509-60-80Детский логопед
Заказать звонок
E-mail
logoped@ourkids.ru
Адрес
г. Санкт-Петербург, Лесной проспект 63
Режим работы
Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
Записать ребёнка
  • Вопрос-ответ
  • Акции
  • ...
    +7 812 509-60-80
    +7 812 509-60-80Детский логопед
    Заказать звонок
    E-mail
    logoped@ourkids.ru
    Адрес
    г. Санкт-Петербург, Лесной проспект 63
    Режим работы
    Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
    ourkids
    Детский логопед
    Надежда Буйнова
    Обо мне
    • Отзывы
    • История
    • Документы
    • Реквизиты
    • Бренды
    Услуги
    • Развитие речи
      Развитие речи
    • Чтение и письмо
      Чтение и письмо
    • Звукопроизношение
      Звукопроизношение
    • Задержка развития речи
      Задержка развития речи
    Отзывы
    Цены
    • Диагностика развития речи
    • Занятия с логопедом
    Блог
    Контакты
      "/>
      Записать ребёнка
      ourkids
      +7 812 509-60-80Детский логопед
      Заказать звонок
      E-mail
      logoped@ourkids.ru
      Адрес
      г. Санкт-Петербург, Лесной проспект 63
      Режим работы
      Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
      Записать ребёнка
      ourkids
      Телефоны
      +7 812 509-60-80 Детский логопед
      Заказать звонок
      ourkids
      Записать ребёнка
      • +7 812 509-60-80 Детский логопед
        • Телефоны
        • +7 812 509-60-80 Детский логопед
        • Заказать звонок
      • г. Санкт-Петербург, Лесной проспект 63
      • logoped@ourkids.ru
      • Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
      Детский логопед
      —
      Блог
      —
      Детское развитие

      Задержка психоречевого развития (ЗПРР)

      Задержка психоречевого развития (ЗПРР)
      Надежда Буйнова
      25 августа 2022

      ЗПРР проявляется как нарушение нормального темпа психического развития ребёнка. Это комплекс нарушений речи, мышления, памяти, внимания, эмоций, обычных поведенческих навыков, двигательных функций.

      Задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР) – это нарушение нормального темпа психоречевого развития ребёнка. У детей отмечается частая беспричинная смена настроения. Все нарушения психоэмоционального развития проявляют себя в одинаковой степени, ни одно из них не является преобладающим.

      Патология включает в себя комплекс нарушений речи, мышления, памяти, внимания, эмоций, обычных поведенческих навыков, двигательных функций. Ребёнок с трудом усваивает новые навыки, не может абстрактно мыслить, говорить, выполнять логические простые действия, использовать имеющиеся знания и умения в повседневной жизни. Страдает воображение, запоминание, внимание становится рассеянным.

      Если у детей диагностируется задержка речевого развития (ЗРР), все основные психические функции, кроме речи, остаются сохранными. Основной признак задержки речевого развития – несоответствие уровня речи возрастным нормам. Речевые умения отстают на несколько возрастных периодов, хотя умственная деятельность, интеллект и эмоции в норме. Ребёнок понимает обращённую речь, адекватно на неё реагирует, выполняет 1–2-ступенчатые инструкции, но сам говорит мало и неохотно, не пользуясь речью, как инструментом общения. Без коррекционных действий ребёнок, повзрослев, становится малообщительным.

      Содержание статьи:

      1. Причины и симптомы ЗПРР у детей
      2. Диагностика задержки развития
      3. Немедикаментозное лечение
      4. Способы профилактики ЗПРР

      Причины и симптомы ЗПРР у детей

      Нарушение работы речевых и двигательных областей головного мозга ведёт к расстройству речи, интеллектуальных способностей, двигательных функций.

      ЗПРР у ребёнка может развиться по следующим причинам:

      • Повышение внутричерепного давления, которое может быть последствием неправильно выполненных прививок, перенесённых инфекционных заболеваний.
      • Родовая травма, длительный безводный промежуток, гипоксия плода.
      • Генетическая предрасположенность.
      • Слишком ранний отказ от грудного вскармливания.
      • Социальные факторы, отсутствие речевой практики в семье в период формирования у малыша речевых зон головного мозга.
      • Заболевания органов желудочно-кишечного тракта, слуха, аллергия, воспаление аденоидов, отит, черепно-мозговая травма, перенесённые в раннем детстве.
      • Аномалии строения или повреждение шейного отдела позвоночника во время родов, операции кесарева сечения.

      Задержка психоречевого развития у детей может быть заподозрена, если отмечаются следующие симптомы:

      • С трудом выполняет элементарные задания по словесной инструкции без использования зрительной помощи или жестов;
      • Развитие речи у ребёнка не соответствует возрастным нормам;
      • Не может концентрировать внимание во время игровой деятельности, чтения ему книг, просмотра мультфильмов, прослушивания детских песенок и стихов;
      • Бедный словарный запас, он неправильно понимает смысл простых слов;
      • Не может играть со сверстниками в игры, свойственные его возрасту.
      Особенно внимательно нужно отнестись к ситуации, когда ребёнок отказывается от общения со сверстниками, старшими детьми и взрослыми. Возможные причины этих нарушений – аутистические проявления или отклонения психического развития.

      Если не обратить вовремя внимание на ЗРР, то заболевание перерастёт к 5–6 годам в общее недоразвитие речи, которое сложнее поддаётся коррекции.

      Диагностика задержки развития

      Диагностика задержки речевого развития проводится следующими специалистами:

      • Невролог поможет справиться с заболеваниями нервной системы, лежащими в основе дефекта.
      • Педиатр диагностирует и лечит соматические заболевания, которые могли способствовать задержке речи.
      • Дефектолог занимается с детьми коррекцией речи и развитием высших психических функций начиная с трёхлетнего возраста. Занятия дефектолога направлены на развитие речи, мышления, памяти, внимания, мелкой и крупной моторики.
      • Логопед поможет стимулировать речевое развитие, освоить правильное речевое дыхание, артикулированию звуков, научит управлять своей речью, формулировать мысли, высказывания, освоить лексику, грамматические формы. Занятия с логопедом можно начинать с 2,5–3 лет.
      • Педагог-психолог устанавливает диагноз ЗПР у детей младшего школьного возраста или у дошкольников на основании специальных тестов.

      Невролог может назначить МРТ, электроэнцефалографию, компьютерную томографию, нейросонографию для исключения очага поражения в головном мозге.

      Самостоятельно провести первичную диагностику речевых проблем 3–4-летнего малыша можно с помощью наблюдения за ним и проведения несложных тестов:

      1. Чтобы узнать, понимает ли ребёнок значения слов, можно произнести название предметов в ближайшем окружении, не глядя на них, и предложить их показать.
      2. Для определения понимания значений прилагательных нужно показать два одинаковых предмета разных цветов, спросить: «Где красный (мяч)? А где синий?».
      3. Чтобы узнать, понимает ли малыш глаголы, можно показать 2–3 картинки, где один и тот же персонаж выполняет разные действия, спросить: «Где (птичка) летит, клюёт, сидит?».
      4. Для определения понимания значений предлогов предложить малышу положить игрушку или карандаш на коробку, в коробку, за коробку, перед коробкой, под коробку.
      5. Чтобы выяснить верно ли ребёнок употребляет грамматические категории, ему предлагают назвать слово во множественном числе (это рука, а это… руки), создать уменьшительную форму существительного (у великана ноги, а у гномика… ножки), изменить глагол по родам (пёс убежал, а собака… убежала).
      6. Для определения состояния фразовой речи предложить закончить начатое предложение про объект, изображённый на картинке (девочка… купила в магазине хлеб, мальчик… едет домой на велосипеде).
      7. Для определения умения сохранять рисунок слова, предлагают повторить за взрослым слова, состоящие из 3–4 слогов: самовар, молоток, полицейский, экскаватор, одуванчик, перебежал и т. д.

      Немедикаментозное лечение

      Как логопед, могу рассказать про способы немедикаментозного лечения задержки психоречевого развития.

      • Занятия с логопедом;
      • Массаж;
      • ЛФК;
      • Занятия с психологом;
      • Краткосрочные сеансы индивидуальной психотерапии по 1 часу 2 раза в неделю через 3, 6, 12 месяцев;
      • Дельфинотерапия;
      • Трудотерапия;
      • Иппотерапия;
      • Иглорефлексотерапия;
      • Магнитотерапия.

      Чтобы лечение было эффективным, следует установить между ребёнком и специалистом доверительные отношения, взаимопонимание и должный контакт. Можно подключать семейную и поведенческую психотерапию.

      Для развития речи используются следующие упражнения и задания:

      • Учить ребёнка рассказывать об изображении на картинке. Часто менять картинки не надо. Целесообразно постепенно наращивать словарный запас, описывая одну и ту же картинку.
      • Эмоционально рассказывать ребёнку какую-либо историю, вызывая у него желание вам подражать.
      • Прочитать короткий интересный рассказ и попросить пересказать.
      • Учить вместе стихи, потешки, песенки.
      • Как можно больше общаться с малышом, при этом стараясь не понимать его жестов, а настаивать на произнесении звуков, слогов и слов.
      • Показывать ребёнку изображения, просить последовательно разложить их и составить рассказ.
      • Постоянно обогащать словарный запас малыша.
      • Обучить говорить монологом, а в дальнейшем — поддерживать диалог.
      • Стараться вместе описывать, сопоставлять, учить обобщать события и природные явления.

      Одно из самых основных условий достижения успеха — ребёнку должно быть интересно играть и учиться. На совместных занятиях обстановка должна быть доброжелательной.

      Дети с ЗПР плохо удерживают внимание, быстро теряют интерес к заданию, отвлекаются, часто не могут довести игру до конца. Это сказывается на развитии речи, поэтому надо проявлять такт и терпение. Продолжительность занятий должна нарастать постепенно.

      Несколько упражнений для домашних занятий по коррекции ЗРР:

      1. Угадай кто. Спрятать игрушки или изображения животных и предложить поискать их, одновременно имитируя их голоса.
      2. Угадай игрушку. Разбросать по комнате игрушки, предложить отыскать одну из них, называя лишь её признаки.
      3. Части целого. Показать картинку или игрушку, называя части объекта (нос, глаза, уши, голова, шея, руки, ноги, туловище, хвост), предложить повторить за взрослым.
      4. Какой? Рассмотреть пять знакомых игрушек или предметов быта. Угадывать и доставать их из коробочки или мешочка, затем предложить малышу описать их, называя цвет, форму, поверхность, вкус и т. д.
      5. Назови ласково. Показать картинку с большим предметом, предложить назвать такой же маленький предмет ласково.
      6. Чего не хватает. Показать картинки, где изображены предметы с недостающими деталями (шарик без нитки, цветок без стебля, флажок без палочки).
      7. Чего не стало. Показать сначала три игрушки, затем больше, предложить малышу закрыть глазки, убрать одну и затем назвать исчезнувшую, вспомнить, где она стояла, вернуть на место, затем поменяться ролями.

      Способы профилактики ЗПРР

      Воздействуя на причины задержки речевого развития, можно эффективно проводить профилактику, лечение и снизить заболеваемость.

      К основным профилактическим мероприятиям относятся:

      • Соблюдение режима сна и бодрствования;
      • Совместное проведение семейных праздников и мероприятий, на которых детям уделяется должное внимание;
      • Своевременное начало занятий с логопедом индивидуально или в специальных коррекционных группах;
      • Чтение детской литературы, совместное изучение детских стихотворений, прогулки, поездки;
      • Сбалансированное питание, исключающее или уменьшающее из рациона малыша булку, печенье, яйца, молоко, мёд, конфеты, картошку, свёклу, сухарики, курицу, креветки, шоколад, экзотические фрукты и ягоды;
      • Психотерапия в группе.

      Индикатором эффективности лечения является соответствие речевого и психического развития возрастной норме.

      Советы терпеливым и внимательным родителям, что делать для детей с ЗПР:

      • Регулярно осуществлять медицинские осмотры с привлечением невролога, педиатра, логопеда, отоларинголога, ортопеда, офтальмолога.
      • Развивать у малыша понимание речи, используя простые инструкции типа «дай книжку», «возьми со стола чашку и отнеси бабушке воды».
      • С малышом надо читать, петь, разговаривать, озвучивая все свои действия и окружающие события и стараться вызывать его на диалог.
      • Не дожидаясь, когда ребёнок заговорит, надо развивать сенсорные умения малыша научить различать предметы по размеру, форме, цвету, развивать мелкую моторику кисти.

      У родителей должно быть безусловное эмоциональное принятие ребёнка, несмотря на особенности детей с ЗПРР. При удовлетворении потребностей в безопасности, любви и заботе зарождается эмоциональная близость с членами семьи. На этом фоне появляется стремление быть в обществе других людей и создавать тёплые и доверительные отношения. Надо уделять внимание не только здоровью и питанию, но и настроению, потребностям, контакту с малышом.

      Рекомендую прочитать
      Методики
      24 августа 2022
      Тест Керна-Йирасека на готовность к обучению в школе
      Диагностика готовности ребенка к школе по простому тесту Керна. Как узнать о навыках малыша в домашних условиях. Задания дошкольного экзамена и расшифровка результатов. Дополнительный вербальный экзамен.
      Детское развитие
      25 августа 2022
      Синдром рассеянного внимания СРВ
      Что такое синдром рассеянного внимания СРВ у ребёнка. Общая информация для родителей, причины, симптомы и признаки нарушения.
      Автор статьи
      Детский логопед
      Надежда Буйнова
      Написать сообщение
      Телефон
      +7 (812) 509-60-80
      E-mail
      logoped@ourkids.ru

      Логопед высшей квалификации. С 1999 года занимаюсь диагностикой и коррекцией речевых нарушений у детей возраста с 2,5 до 17 лет.

      Остались вопросы?

      Если после прочтения статьи у вас остались вопросы, задайте их в личном сообщении, воспользовавшись кнопочкой выше.

      Обратите внимание: я не ставлю диагнозы не видя ребёнка! Для лечения заболевания мы обращаемся к врачу, сдаём анализы. Аналогично логопеду необходимо провести речевую диагностику, которая показывает состояние речи и выявляет имеющиеся нарушения развития.

      Назад к списку
      • Детское развитие 10
      • Методики 3
      • Развитие речи 31
      Обо мне
      Отзывы
      История
      Документы
      Реквизиты
      Бренды
      Услуги
      Развитие речи
      Чтение и письмо
      Звукопроизношение
      Задержка развития речи
      Цены
      Диагностика развития речи
      Занятия с логопедом
      Контакты
      Вопрос-ответ
      Акции
      Блог
      +7 812 509-60-80
      +7 812 509-60-80Детский логопед
      Заказать звонок
      E-mail
      logoped@ourkids.ru
      Адрес
      г. Санкт-Петербург, Лесной проспект 63
      Режим работы
      Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
      Заказать звонок
      logoped@ourkids.ru
      г. Санкт-Петербург, Лесной проспект 63
      © 2017-2023 · ИП Буйнова Н. В. · ИНН 781300396002 · OURKIDS ®
      Пользовательское соглашение