Период от рождения ребёнка до 5 лет считается главным в развитии речи: в этом возрасте формируются функции головного мозга и развиваются все его структуры. Как известно, центральная нервная система лучше всего поддаётся тренировке в период её формирования. В случае если воздействия нет, незрелая функция может остановиться в своём развитии.
Всё это в полной мере относится и к речи — коррекцию её недоразвития у логопеда нужно начинать после 2,5 лет. Если же малыш в 6 лет не говорит, то это большая проблема, поскольку вряд ли он справится с программой начальной школы до тех пор, пока не будет проведена коррекционная работа.
Возможно дефект речевого развития настолько сложен, что невозможно дать прогноз обучению в учебном заведении. Говоря проще – тот материал, который в 6 лет придётся осваивать в течение долгого времени, ещё 2–3 года назад можно было одолеть гораздо меньшими усилиями, и стоит только пожалеть об упущенном времени.
Тем не менее в случаях не осложнённых невропатологической симптоматикой, даже в 6 лет можно значительно продвинуться на пути совершенствования детской речи.
Содержание статьи:
Норма речевого развития в шесть лет
Чтобы оценить степень отклонения от возрастной нормы, нужно знать, насколько развита речь ребёнка 6 годам. За 1–2 года до начала школьного обучения она достигает определённого совершенства, если взрослые уделяли этому особое внимание.
Речевые навыки детей 6 лет в норме:
- Словарный запас достаточно большой, ребёнок употребляет слова разных частей речи, у него имеется достаточный запас знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
- Грамматические ошибки (употребление предлогов, согласование имён существительных с числительными, изменение по падежам, согласование слов по родам и числам и др.) встречаются редко.
- Высказывания строятся из сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
- Чётко и правильно произносятся все звуки родной речи, кроме «Р».
- Он может управлять темпом и громкостью своей речи, к месту использует интонацию.
- Он отвечает на вопросы развёрнутыми фразами, может пересказать рассказ, сочинить свою историю, сказку, придумать рассказ по картинкам.
- Может классифицировать, обобщать понятия, находить лишние предметы.
Речь старшего дошкольника близка к речи взрослого человека. В этом возрасте дети внимательны к своей речи и к речи близких, сверстников, они замечают и часто озвучивают допущенные другими ошибки.
Возможные причины нарушений речи
Диапазон нарушений речи плохо говорящего ребёнка в 6 лет велик, а структура дефекта крайне разнообразна.
Если ребёнок плохо говорит в 6 лет, речь может идти о следующих нарушениях речи:
Поставить диагноз по результатам обследования может только квалифицированный специалист – детский невропатолог, психоневролог, дефектолог, логопед. Они же предложат рекомендации по медикаментозной и педагогической коррекции речевого дефекта.
Если вы читаете эту статью и имеете на руках неговорящего (плохоговорящего) шестилетнего малыша, срочно идите к специалисту. Если по каким-то причинам не удаётся сделать это немедленно, можете ознакомиться с признаками некоторых речевых патологий этого возраста.
Дислалия
Дислалия выражается в нарушении звукопроизношения (замена, пропуск, искажение звуков), в основе которого лежит дефект анатомии органов артикуляции, обратимые нарушения коры головного мозга (минимальная мозговая дисфункция), социальная запущенность.
Возможные дефекты органов артикуляции:
- Короткая уздечка языка;
- Толстые губы;
- Массивный язык;
- Слишком узкий язык;
- Высокое «готическое» нёбо;
- Низкое и широкое нёбо;
- Нарушения прикуса;
- Расстояния между зубами;
- Редкие или мелкие зубы.
Дислалия в 6 лет может диагностироваться у детей, растущих в двуязычной семье, подражающих неправильной речи близких, находящихся в социально неблагополучных семьях, а также у детей, живущих в ситуации гиперопеки.
Для того чтобы устранить дислалию у шестилетних детей, нужны коррекционные занятия с логопедом, возможно, понадобится исправление прикуса под руководством врача-ортодонта.
Моторная алалия
Если ребёнок 6 лет имеет очень маленький словарный запас, у него поздно появились первые слова, он переставляет местами и сокращает слова, слоги, возможно, у него моторная алалия. Это заболевание, при котором речь окружающих дети понимают, но собственное полноценное высказывание построить не могут. Её причина – нарушение созревания речевых зон головного мозга, их поражение в результате родовой травмы, патологий внутриутробного развития.
Проявления моторной алалии в 6 лет:
- искажение слов, замена другими, близкими по смыслу;
- нарушение согласования слов по родам, падежам и числам;
- замедление подбора слов в высказываниях;
- повторение одних и тех же слов, звукосочетаний.
В движениях и в поведении таких детей тоже имеются отклонения от нормы, им не хватает ловкости, плохо развита мелкая моторика. Страдает внимание, память, интеллектуальная деятельность, снижено стремление к познанию мира.
Сенсорная алалия
Проявления сенсорной алалии похожи на признаки моторной алалии. Главное отличие в структуре дефекта – дети не понимают обращённую к ним речь и поэтому с трудом формируют собственные высказывания.
У них поздно развивается речь, она пестрит неправильными словами, не изменяемыми по родам, падежам и числам. Дети медлительны и малоподвижны, имеют грубые нарушения моторики.
Диагностировать сенсорную алалию в 6 лет непросто – малыш может вообще не понимать обращённую к нему речь, не откликаться даже на собственное имя.
Проявления сенсорной алалии иногда путают с аутизмом, ЗПР, умственной отсталостью. В целом, шестилетние дети с сенсорной алалией активны в речевом плане, но могут раздражаться, проявлять негативизм из-за того, что не могут полноценно общаться с окружающими.
Дизартрия
Плохо разговаривающие дети 6 лет часто страдают от дизартрии. Это расстройство речи связано с поражением отделов головного мозга, возникшее во время внутриутробного развития, родов, после заболеваний ЦНС, в результате хромосомных аномалий.
Речь ребёнка со стёртой дизартрией малопонятная для окружающих, она нечёткая, звукопроизношение смазанное. Голос тихий, но может быть и резким, темп речи ускоренный или замедленный.
Такие дети не любят жевать твёрдую пищу, затрудняются резать ножницами, рисовать, выполнять движения под музыку, удерживать равновесие.
Как помочь плохо говорящему 6-летнему
Необходимо обратиться к специалистам — детский невропатолог, психоневролог, дефектолог, логопед.
Коррекционная работа с такими детьми проводится в зависимости от того, какой диагноз поставлен. При желании родители могут значительно увеличить эффективность коррекционного воздействия логопеда, дефектолога и детского психолога, если будут выполнять все рекомендации специалистов.
Как логопед, могу посоветовать несколько приёмов работы с шестилетними детьми, имеющими речевые проблемы:
- Предложите подобрать похожие и противоположные слова (синонимы и антонимы) к предметам окружающим его или к картинкам;
- Учим классифицировать предметы – что бывает круглым, сладким, тяжёлым, голубым и т. д.;
- Можно поиграть в игру «Живое — неживое», «Съедобное — несъедобное»;
- Загадывайте загадки об окружающих их предметах, придумывайте их самостоятельно или вместе с ребёнком;
- Упражняйтесь в придумывании слов на тему «широкий — узкий», «один-много»;
- Предложите ему составить предложение из 2 слов, затем увеличить это предложение до 3 слов и т. д.;
- Делитесь впечатлениями об увиденном в театре, на экскурсии, в музее, рассказывайте на прогулках о предметах, которые вас окружают, о временах года и их признаках;
- Рассматривайте картинки, попробуйте составить по ним сначала предложения, потом рассказ;
- Чаще читайте ребёнку лучшие образцы детской художественной литературы, беседуйте по содержанию произведений;
- Предложите ему выделить слова, в которых есть заданный звук, придумать свои слова на данный звук;
- Время от времени совместно произносите знакомые стихи, поговорки, чистоговорки для отработки тонких движений губ и языка.
Своевременная диагностика и активная коррекционная работа помогут исправить дефекты речи дошкольника. Или хотя бы минимизировать их, подготовив ребёнка к обучению в общеобразовательной школе.