Афазия поражает детей и взрослых, вследствие чего у человека появляется речевое расстройство. Причиной служит поражение области коры головного мозга, которая отвечает за понимание и воспроизведение слов.
Афазия — это частичное или полное речи вследствие поражения области коры головного мозга, ответственной за понимание и воспроизведение слов. Заболевание поражает взрослых и детей со сформированными речевыми навыками. Вслед за речевыми расстройствами появляются нарушения сенсорных и двигательных процессов, что приводит к психическим и личностным травмам заболевшего.
Изучением афазии и её симптомов занимался французский врач А. Труссо, а также многие учёные и медики конца XIX — начала XX века. Среди них известный французский врач П. Брока, немецкий психоневролог К. Вернике. Большая заслуга в изучении этиологии заболевания принадлежит основателю нейропсихологии в России А. Р. Лурия.
Содержание статьи:
Виды афазии, их симптомы и особенности
На сегодняшний день существует несколько типов классификации афазии. Наиболее полно раскрыл вопрос деления афазии по видам А. Р. Лурия, выделив в итоге шесть разновидностей. Его классификация до сих пор считается самой исчерпывающей и общепринятой в мировой практике.
Формы афазии:
- Афферентная моторная;
- Эфферентная моторная;
- Акустико-гностическая (сенсорная);
- Акустико-мнестическая;
- Семантическая афазия;
- Динамическая.
Эти формы в общем виде классифицируются в три большие группы. Так, афферентную, эфферентную и динамическую форму афазии относят к группе моторных нарушений. Отличительной чертой этого типа заболевания является отсутствие экспрессивной речи, то есть активного устного высказывания.
Акустико-гностическая и семантическая афазия относятся к группе импрессивных нарушений, где наблюдается неспособность понимать устную речь. При невозможности называть отдельные предметы возникает акустико-мнестическая афазия или амнестическая форма заболевания.
Различные участки мозга отвечают за тот или иной элемент структуры нашей речи. Именно от того, где локализовалось поражение, будет зависеть форма болезни. Деление афазии на виды объясняется различными способами и степенями её проявления. При тотальной форме болезни полное восстановление пациента практически невозможно.
Афферентная афазия
При этой форме заболевания ребёнок не может произнести практически ни одного слова. При тяжёлой или тотальной форме проявления он не в состоянии произнести даже звук. Однако непроизвольно может проговаривать слова и звуки, но не сможет этого сделать при просьбе повторить. Не может представить, как сомкнуть или разомкнуть рот, куда необходимо поместить язык и т. д. То есть не может понять, что именно надо сделать, чтобы произнести какой-либо звук.
Афферентная моторная афазия провоцирует разрыв связей между артикуляционным аппаратом и звуковыми выражениями. При возможности произносить какие-либо звуки сам взрослый или ребёнок может путать сходные по произношению, например «б» и «п» или «к» и «х» и т. д. Она проявляется и сложности записывания букв в правильном порядке. Особенно такое явление часто наблюдается у переученных левшей. Они могут пропускать только гласные или только согласные в словах.
Заболевание приводит к неспособности проявлять свои артикуляционные возможности. Такие люди, как правило, не могут складывать язык трубочкой или цокать языком, совершать другие языковые жесты.
Эфферентная
Эфферентная моторная афазия обусловлена нарушением в той части коры головного мозга, которая отвечает за программирование речи, когда один звук или слог перетекает в другой, в результате чего образуются слова. Эта часть мозга носит название зоны Брока. Поэтому часто эту форму афазии называют афазией Брока.
В данном случае ребёнок по просьбе или собственному желанию может произнести отдельные звуки. Однако соединить звуки в слова, переключиться с одного слога на другой, чтобы получилось целое слово неспособен, или подобные речевые действия даются ему с большим трудом. При тяжёлых формах болезни ребёнок начинает общаться с помощью жестов и мимики либо использовать так называемое слово-эмбол. То есть произнести одно какое-то слово, которое и используется им при всех вопросах, просьбах или обращениях к нему.
При менее выраженной форме эфферентной афазии речь становится скудной, простой. Не употребляются предлоги, не изменяются слова по падежам. Часто подобный тип афазии характеризуется смешением слогов и букв во фразах. Эфферентная моторная афазия может проявляться в неспособности читать вслух.
Акустико-гностическая (сенсорная)
Акустико-гностическая, или сенсорная, афазия возникает в результате поражения верхней части коры височной области мозга (зона Вернике), которая отвечает за восприятие и понимание слуховой части речи. У детей с такой формой недуга нарушается фонематический анализ устных слов, они частично или полностью не понимают обращённую к ним речь.
При этом физический слух не нарушен. Дети могут складывать слоги в слова и говорить, произносят простые и знакомые им слова, но не в состоянии устно воспроизвести сложные и незнакомые. При афазии такого типа речь простая, но запутанная. Очень тяжело понять смысл сказанного из-за нарушения структуры составленного предложения.
Часто эти дети говорят очень быстро, эмоционально, но несвязно. Можно подумать, что ребёнок говорит на каком-то «своём» языке. Дети с такой формой заболевания теряют способность записывать слова и предложения или читать вслух. При такой афазии нарушение речи можно и не осознавать: ребёнок не понимает, что делает ошибки в произношении слов, слогов или букв.
Акустико-мнестическая
Амнестическая афазия проявляется нарушением слухоречевой памяти. У ребёнка наблюдается забывчивость. Он точно знает назначение предмета, но не помнит, как он называется, и не может его назвать. «Ну, этот, звонить, алло, у меня дома есть такой, как же я забыл?» (Телефон) «Мне нравится такой жёлтый, сочный, с дольками, ещё с него кожуру чистят, и он вкусно пахнет» (Апельсин). Больные не понимают смысла синонимов, антонимов, не могут подобрать обобщающего слова к группе понятий (мебель, обувь, игрушки).
Переносный смысл слов тоже непонятен. Так, словосочетание «золотые руки» воспринимается, как «руки, сделанные из золота». Данный вид нарушения возникает на фоне патологии нижней височной области полушария.
Основная характеристика афазии данной формы выражается в словарном дефиците. Речь таких детей спонтанна и эмоциональна и в основном содержит глаголы. Акустико-мнестическая афазия часто сопровождается дефектами счёта и других арифметических действий, дискалькулией. При этом такие дети хорошо читают. В отличие от сенсорной формы заболевания, акустико-мнестическая афазия характеризуется сохранением фонематического слуха.
Семантическая
Эта форма заболевания встречается при поражении нижней теменной доли полушария. Семантическая афазия проявляется неспособностью сопоставлять время и пространство. Такие дети прекрасно понимают речь, хорошо и правильно разговаривают, выполняют несложные просьбы. Семантическая афазия провоцирует нарушение в понимании логических связей в речевых конструкциях. Детям непонятен смысл предлогов, определяющих местоположение. Слова «бежать», «прибежать», «убежать», «забежать» для них равнозначны.
Кроме того, ими трудно усваиваются понятия принадлежности, например, «папина дочка» и «дочкин папа» и т. д. Детям с семантической афазией непонятен переносный смысл слов, поговорки, пословицы. При афазии этого вида читать получается, а пересказать прочитанное своими словами нет.
Динамическая
Динамическая афазия — ещё одна разновидность моторной афазии, когда поражению подвергается область головного мозга, расположенная рядом с зоной Брока. Это передние и средние отделы нижней лобной извилины. Речевая активность ребёнка при данном виде афазии снижена. Кажется, что говорящий не хочет вступать в диалог.
Речь скудна, спонтанна и замедлена, в ней нет динамики и экспрессивности. Наблюдается отсутствие во фразах глаголов, предлогов, сложных прилагательных и междометий. Слова не согласованы между собой, грамматические формы слов не согласованы «Бабушка…читать…книга». «Собака…сидеть..лаял…сейчас».
Часто у ребёнка наблюдаются сразу несколько форм афазии. Смешанная форма образуется вследствие анатомической близости тех зон мозга, которые отвечают за восприятие и воспроизведение речи. Так, при обширном поражении сосудов головного мозга возникает смешанный тип заболевания — сенсорно-моторная афазия. У ребёнка отсутствует фонематический слух и нарушена артикуляция. Понимание устной и письменной речи полностью нарушено.
Сенсомоторная афазия относится к тотальной форме заболевания. Для каждого вида афазии характерны те или иные симптомы. Но при любой форме заболевания обязательно наблюдается нарушение речи.
Причины появления афазии
К возникновению заболевания приводят нарушения, возникающие в той или иной зоне коры головного мозга. Такой дисбаланс могут вызвать патологические изменения в отделах мозга и наличие соматического заболевания.
Основные причины афазии:
- Новообразования в голове (опухоли).
- Хроническое или острое нарушение мозгового кровообращения (инсульты).
- Различные черепно-мозговые травмы.
- Наличие абсцесса в головном мозге.
- Рассеянный склероз, энцефаломиелит. При этих заболеваниях происходит распад белка миелина, обеспечивающего прохождение нервных импульсов по волокнам.
- Эпилепсия, при которой вследствие внезапно возникающих электрических разрядов в коре головного мозга нарушается его нормальное функционирование.
- Нарушение строения тканей мозга. Сюда относятся болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, болезнь Крейтцфельдта-Якоба и др.
- Прочие воспалительные заболевания, затрагивающие кору головного мозга.
В ряде случаев афазия возникает, как осложнение нейрохирургических операций, отравления тяжёлыми ядами, а также вследствие хронических дисфункций головного мозга.
В зону риска попадают дети, имеющие генетическую предрасположенность к заболеванию. Спровоцировать начало заболевания могут пороки сердца, хроническое повышенное давление, ревматизм, кровоизлияния.
Способы диагностики речевого нарушения
Диагностировать афазию, симптомы заболевания и её тип можно с помощью специально разработанных методик. Сюда входят различные тесты на определение речевых функций ребёнка, его неврологического состояния. Для уточнения диагноза проводятся диагностические исследования: МРТ, КТ, ультразвуковая диагностика и другие методы.
Для самостоятельной диагностики афазии попросите ребёнка рассказать о себе. Простые однозначные предложения должны насторожить. Следующим шагом может стать просьба перечислить дни недели, месяца, название времён года и т. д.
Попросите его прочитать что-либо, а затем пересказать прочитанное. В качестве методики определения афазии может выступать объяснение смысла какой-либо пословицы или поговорки.
Вопросы на понимание логико-грамматических и пространственных соотношений (кто кому приходится, что за чем следует и т. д.) так же помогут диагностировать афазию. Такие несложные тестовые задания можно применять в домашних условиях при возникновении подозрения на наличие заболевания у близких или детей.
Дальнейшее клиническое обследование в медицинском учреждении поможет подтвердить или опровергнуть диагноз. По результатам обследований и сбора анамнеза составляется план лечения пациента.
Методы лечения и примеры упражнений
Лечение афазии зависит от её формы. Первоначально пытаются устранить возможную причину заболевания, например, опухоли, воспаления, гормональные сбои. Восстановление речи при афазии занимает длительный период. Комплексная терапия включает в себя как медикаментозное лечение, так и работу с логопедом.
Лечение афазии направлено на восстановление способности ребёнка произносить звуки. Одни идут от звука к речи, а другим проще произнести сначала целое слово, затем выделить из него первый звук и закрепить его артикуляцию. Иногда «буква оживляет звук», то есть звук вызывается после показа букв, соответствующей данному звуку.
Примеры упражнений для восстановления понимания речи:
- Кивнуть или показать отрицательный жест в ответ на вопрос: «Ты любишь молоко?», «У тебя на столе стоит сок?», «Ты сидишь на стуле?», «Ты лежишь на кровати?»;
- Выполнить инструкцию: «Открой тетрадь!», «Достань из стола карандаш!», «Сожми руку в кулак!»;
- Ответить, может ли быть такая ситуация: «Девочка еле воду, девочка пила хлеб»;
- Показать на картинке, где дом, а где том, где глаз, а где класс, где бабочка, а где палочка.
Восстанавливать речевую активность необходимо, работая над произношением с помощью артикуляционной гимнастики. Как правило, основная работа при лечении болезни ложится на логопеда. Именно он может научить правильно произносить звуки, слоги и составлять фразы, используя специальные упражнения.
Основной задачей при лечении акустико-мнестической афазии является восстановление слухоречевой памяти. Проводится работа над экспрессивностью речи, зрительным запоминанием предметов и их названий, восстановлением функций чтения и письма.
Коррекция афазии при моторном нарушении направлена на восстановление артикуляционных функций пациента и фонематического слуха. Ребёнка учат различать значение предлогов, наречий, прилагательных. Методика лечения подразумевает использование синонимов и антонимов в речи.
- «Похожи ли по смыслу слова брать — хватать, молодой — пожилой, старый?»;
- Придумать предложения со словами «умный — глупый», «холодно — жарко»;
- Объяснить смысл пословиц «Пуганая ворона куста боится», «Цыплят по осени считают»;
- Объяснить, что значат выражения «заварить кашу», «глаза разбегаются».
Коррекция афазии при семантических патологиях сводится к преодолению пространственных нарушений, восстановлению логико-грамматических связей. Детей учат составлять сложные и развёрнутые предложения.
Примеры заданий для восстановления грамматического строя речи:
- Ответить, правильно ли это: «мальчик ест каша», «мальчик ест кашу»;
- Исправить ошибки «автобус стоит перед остановка», он пишет карандаша»;
- Положи на место «ручку на книгу, ручку в книгу, ручку под книгу, спичку перед коробкой, спичку на коробку, спичку за коробку»;
- Выполнить задание «подними руки вверх», «повернись назад»;
- Можно ли так сказать: «Заплакала кукла и девочка разбила».
При лечении любых речевых нарушений окружающим ребёнка людям, особенно близким, необходимо говорить спокойно, чётко и ясно. Следует избегать сложных слов и абстрактных понятий. Речь должна быть простой, достаточно медленной, а фразы короткими.
Особенности детской афазии
Детская афазия встречается не так часто, как у взрослых. Она диагностируется примерно у 1% детей. Симптомы, диагностика и способы лечения ничем не отличается от заболевания у взрослых. Обычно у детей диагностируется сенсорная афазия, относящаяся к моторной группе видов заболевания. Диагностика детской афазии обычно проводится неврологом.
Симптомы патологии, встречающиеся у детей:
- Очень мало говорят (важный признак);
- Речь упрощённая, в ней отсутствуют сложные фразы и слова;
- Ребёнок отвечает на вопросы однозначно и коротко;
- Речь может быть очень быстрой и эмоциональной, несвязной, непонятной окружающим и лишённой смысла;
- Ребёнок с трудом может воспринимать устную речь окружающих.
Существует два типа поведения детей, больных афазией. Одни суетливы и непоследовательны, другие настолько инертны, что застревают на одном действии, не в состоянии перейти к другому. И те и другие быстро устают, и временами «выключаются» из деятельности. Это объясняется тем, что из-за нарушения нервных связей нарушено взаимодействие между глубинными отделами мозга, отвечающими за восполнение энергетических затрат, и его корой.
Основные причины детской афазии — родовые, черепно-мозговые травмы или опухоли головного мозга. Она требует более длительного курса коррекции по причине возрастного несовершенства артикуляционного аппарата. Лечение требует тщательных и продолжительных занятий с дефектологом и логопедом.
Прогноз лечения детской афазии неутешителен. Как правило, такие дети отстают в речевой активности от своих сверстников. Полностью восстановить потерю нейронных связей в коре головного мозга невозможно ни лекарственными препаратами, ни занятиями с логопедом. Но избежать прогрессирования болезни, минимизировать её проявление вполне реально.
Взрослым необходимо запастись терпением и спокойствием при лечении такого ребёнка. Забота и внимание родителей помогут внушить ребёнку уверенность в своих силах и приблизят положительный эффект от коррекции нарушения.