Нарушение появляется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Выглядит как неумение оперировать математическими категориями, непонимание сути арифметических операций, понятий «число», «сумма».
Дискалькулия — это неумение оперировать математическими категориями, неспособность понимать суть арифметических операций, понятия «число», «сумма», «треугольник» и им подобные. Как правило, данное нарушение появляется у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, но может возникнуть и у взрослого человека.
Дискалькулию сложно диагностировать неспециалисту, поэтому зачастую дети с такой патологией попадают в специализированные классы для школьников с нарушениями психического развития. При своевременной диагностике ещё в дошкольном возрасте можно предпринять эффективные меры по предупреждению этой патологии и облегчить ребёнку процесс освоения школьной программы.
Если ребёнок страдает от проявлений дискалькулии, он испытывает негативное отношение к «точным наукам». Хроническая неуспеваемость может отразиться и на овладении предметами гуманитарного цикла, стать причиной низкого социального статуса школьника. У него не складываются отношения со сверстниками, а педагоги и родители часто оказывают на него неоправданно сильное давление из-за его воображаемой лени и отсутствия прилежания. В дальнейшем такие дети испытывают трудности с выбором профессии и самореализацией.
Содержание статьи:
Причины возникновения дискалькулии
Причины дискалькулии:
- Боязнь арифметики. В основе нарушения лежит негативный опыт обучения счёту путём принуждения, наказания. Связана эта необычная фобия с тем, что при решении арифметических примеров, особенно задач, у ребёнка возникали трудности или его часто ругали и наказывали. Со временем у него развился страх и неуверенность в своих силах из-за боязни быть наказанным.
- Социальные проблемы. Они чаще всего возникают у детей, которые воспитываются в условиях педагогической запущенности, в неблагополучной семье.
- Поражение теменной доли коры головного мозга из-за патологии беременности и родов, травм головного мозга и нейроинфекций, опухолей и генетически обусловленных дефектов.
- Расстройства мыслительной деятельности. Это нарушение в обработке зрительной информации, пониженная концентрация внимания, нарушение логического мышления, проблемы с усвоением и запоминанием информации.
Спровоцировать возникновение дискалькулии могут различные психологические травмы. При появлении проблем с применением математических знаний следует обратиться к психоневрологу.
Дискалькулия может сочетаться с такими нарушениями чтения и письма, как дисграфия и дислексия, а также с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Симптомы дискалькулии
Дети, страдающие дискалькулией, неспособны понять, что представляет собой число и по какому принципу выстроен числовой ряд, не могут различить и запомнить цифры. Они не могут производить операции с числовыми значениями, не умеют раскладывать их на слагаемые.
Им сложно сравнивать количество предметов, проделывать простейшие арифметические действия и проводить вычисления по внутреннему плану, то есть, считать «в уме».
Симптомы дискалькулии:
- Сложности с различением и написанием цифр;
- Неумение определять время и ориентироваться в часах, минутах, секундах;
- Нарушения координации тонких движений;
- Неспособность определить пройденное расстояние, измерить длину отрезка;
- Сложность восприятия понятий «меньше», «больше»;
- Невозможность решения задач без иллюстративного сопровождения;
- Сложности при решении логических задач, выполнении действий с абстрактными категориями;
- Неспособность визуального определения количества предметов, составления их в группы без пересчёта их по одному.
Как только близкие обнаружили у ребёнка часть этих симптомов, следует незамедлительно обратиться за консультацией к логопеду или психотерапевту. Специалист проведёт дифференциальную диагностику, определит форму нарушения, выделит причины его появления и разработает эффективный метод коррекции.
Вследствие нарушения обработкb зрительной информации ребёнок может решать примеры, только если присутствует их предметная составляющая. Самостоятельно представить то, что написано в условии задачи, малыш не может.
Кроме того, школьники в начальных классах неспособны рационально рассчитывать свободное время, что и приводит в будущем к плохой успеваемости и проблемам с поведением.
Формы дискалькулии
Она может быть врождённой или приобретённой, первичной или вторичной. Специалисты выделяют следующие формы:
- Практогностическая – неумение вести абстрактный счёт, классифицировать предметы по форме, величине, количеству.
- Вербальная – невозможность назвать числа, геометрические фигуры и действия, которые с ними совершают.
- Графическая – проблемы с переводом числа в форму цифры, изображением математических символов, геометрических фигур.
- Лексическая – характерны ошибки в чтении арифметических знаков и цифр, в понимании условий задачи, сути математических операций, нарушения пространственной визуализации.
- Операциональная – у ребёнка появляются трудности в совершении простых арифметических действий и решении элементарных примеров и задач.
- Арифмерия – неспособность к обучению вычислительным операциям.
- Псевдодискалькулия – нарушение усвоения математики из-за сниженной мотивации учения, не грамотно организованного процесса обучения.
В некоторых случаях у детей, страдающих дискалькулией, могут возникнуть симптомы сразу нескольких форм данного заболевания. После определения вида специалист разрабатывает терапию, направленную на коррекцию нарушения и дальнейшую профилактику развития у ребёнка других её форм.
Существует такое понятие, как акалькулия — это нейропсихологический симптом, который проявляется в нарушении счёта и счётных операций из-за поражения различных участков коры головного мозга. Не нужно путать его с дискалькулией.
Тестовые задания для диагностики
Заподозрить появление у ребёнка дискалькулии можно ещё до наступления школьного обучения. Достаточно предложить 5–7-летнему малышу посчитать что-то, после чего можно увидеть, что выполнение элементарных математических действий вызывает у него значительные трудности.
Тестовые задания для детей младшего школьного возраста:
- Посчитать от 10 до 20 (счёт до 10 может быть безупречен);
- Расположить числа в порядке возрастания и убывания;
- Сравнить два числа;
- Определить название геометрических фигур, классифицировать их по цвету, размеру;
- Выполнить арифметические действия (сложение и вычитание);
- Проанализировать схему тела человека;
- Определить направление вправо-влево.
После проведения обследования специалист может с точностью определить форму дискалькулии и начать работу по её коррекции.
Как проводится коррекция дискалькулии
Коррекцией дискалькулии занимаются психоневролог, невропатолог, детский психолог, логопед. Основное лечение проводится в игровой форме, могут быть использованы специализированные компьютерные программы и интерактивные занятия ребёнка со специалистом.
Как логопед, приведу несколько упражнений, используемых для коррекции дискалькулии:
- Решение задач, приближённых к жизненным ситуациям (в магазине, в семье, на прогулке);
- Имитация предметов палочками, спичками, пуговками и другим подручным материалом;
- Создание педагогом схем, памяток, содержащих алгоритм выполнения заданий;
- Переход от вербального проговаривания своих действий во внутренний план;
- Измерение предметов линейкой, определение величины на глаз, взвешивание сыпучих предметов, измерение объёма жидкостей;
- Обучение автоматическому восприятию групп предметов до пяти штук, все составляющие группы должны иметь разный цвет и размер;
- Сопровождение решения задач рисунком, который выполняет ребёнок.
Различные игры для маленьких пациентов, страдающих данной патологией, направлены на обучение счёту и выполнению элементарных математических действий. Малыша обучают сортировке предметов по разнообразным характеристикам.
После этого ребёнок осваивать простые математические задачи и действия. В ходе занятий необходимо добиться того, чтобы ребёнок понял последовательность совершаемых им действий. Далее ребёнку объясняется, как правильно раскладывать числа и объекты на части, собирать их в единое целое.
Далее ребёнок учится правильно применять выученные термины и слова в быту, в разговоре с родственниками, сверстниками, друзьями. Особое внимание необходимо уделять переводу произносимых символов в письменную форму. Ребёнок должен обязательно научиться правильно писать числовые значения и арифметические знаки.
Совместно с коррекцией дискалькулии проводится развитие абстрактного и логического мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве и музыкальных способностей у малыша. Он должен учиться самостоятельно контролировать свои действия и способность грамотно распределять личное время.
Способы профилактики
Предупредительные меры по профилактике дискалькулии можно проводить ещё в раннем дошкольном детстве. Прежде всего, следует провести максимально полную коррекцию имеющихся неврологических патологий. В раннем возрасте можно начинать обучение элементарной математике в игровой форме.
Родители должны наглядно демонстрировать малышу, как пересчитывать предметы, фигуры и выполнять элементарные математические задания, например, во время плавания можно предложить малышу посчитать синие шарики или поймать три красных шарика сачком. Обучая ребёнка счёту, необходимо тщательно проговаривать названия цифр, в дальнейшем арифметических действий. Показывать количество предметов ребёнку можно на пальцах или с использованием мелких игрушек, предметов. Постепенно нужно учить малыша тому, чтобы он соотносил количество предметов с конкретной цифрой.
Чтобы у ребёнка не развилась операциональная дискалькулия, его нужно обучить правилам счёта и порядку математических действий. Для профилактики вербальной и лексической формы необходимо просить малыша при подсчёте говорить название цифр, а при рассматривании разнообразных фигур и других предметов — их цвет и форму. Родители должны следить за правильностью употребления тех или иных обозначений и при совершении ребёнком ошибок спокойно их корректировать, не используя жёстких наказаний.
С ребёнком необходимо заниматься с раннего возраста, сортировать фигуры, семена, крупы, перекладывать их в различные ёмкости, все эти задания сопровождать речью, а также знакомить с математическими терминами (один-много, цифры, формы и т. д.). Нужно учить малыша правильно называть числа, геометрические фигуры, их характеристики (размер, цвет) и действия, совершаемые над ними.
Чтобы предотвратить возникновение графической формы нарушения, необходимо уделять особое внимание развитию у ребёнка зрительной памяти, мелкой моторики, координации движений посредством пальчиковых и подвижных игр, собирания разрезных картинок, кубиков, пазлов, играть с мелкими деталями конструктора, нанизывать бусинки на шнурок, определять их форму и цвет. Эффективна продуктивная деятельность – лепка, рисование, аппликация, изготовление поделок, оригами.
Мамы и папы должны обязательно уделять внимание развитию мышления и памяти у ребёнка. Так возникновения дискалькулии можно избежать.