В случае ринолалии, произносимые ребёнком носовые звуки и многие гласные искажены. Это происходит по причине нарушения строения органов речи.
Ринолалия — это нарушение речи, проявляющееся в искажённом произношении звуков, связанное с дефектами строения и функционирования речевых органов. Вследствие неправильного строения, в момент формирования звука, струя воздуха струя идёт не в том направлении, что приводит к искажению произносимого звука. Эту функцию обеспечивают мышцы нёба и стенок глотки, которые открывают или закрывают проход в носовую полость.
При этом голос ребёнка может приобрести гнусавость — кажется, будто он говорит через нос, либо, если воздух идёт только через рот, в речи искажены носовые звуки [м], [н] и гласные — в этом случае говорят о недостатке носового звучания.
Расскажу о ней с точки зрения логопеда, ведь следствием ринолалии является не только искажение звуков. Нарушается письменная речь, ребёнку сложно освоить лексику, грамматику, появляются проблемы психологического характера.
Содержание статьи:
Виды ринолалии
Распространена классификация ринолалии на два вида по причинам появления: органическая — когда идёт нарушение строения речевого аппарата, и функциональная — нарушения функционирования речевого аппарата.
Нарушения могут наблюдаться в носовой или ротовой полости, поэтому существует три вида ринолалии: открытая, закрытая и смешанная.
Открытая форма наблюдается при постоянно открытом пространстве между ротовой и носовой полостью, когда воздух постоянно идёт через нос. Это приводит к тому, что все произносимые звуки имеют носовой оттенок.
Открытая форма ринолалии встречается наиболее часто и имеет три подвида:
- Органическая открытая возникающая на почве имеющихся нёбных расщелин, отсутствия или раздвоения маленького язычка, укорочённого мягкого нёба.
- Органическая открытая проявляющаяся из-за наличия парезов (неполных параличей) и параличей мягкого нёба.
- Функциональная открытая.
Закрытая ринолалия наблюдается при наличии препятствия, которое перекрывает пространство для воздушного потока через нос. Поэтому страдает произношение носовых звуков [м], [н], [мь], [нь] и гласных.
Смешанная ринолалия — это соединение двух вышеперечисленных видов.
Если ребёнку ставят диагноз «ринолалия», независимо от его формы родители должны сразу обращаться к педиатру. Наиболее благоприятный прогноз лечения даётся при функциональной форме. Закрытая ринолалия требует больше времени и усилий, способных привести к избавлению от недостатков речи.
Иногда говорят о ринофонии — это избыточность носового оттенка голоса, которая возникает в случае недостаточного разграничения ротовой и носовой полости во время произношения звуков.
Причины возникновения ринолалии
Причины ринолалии могут иметь врождённую и приобретённую природу происхождения. Врождённые причины относятся к детям, имеющим:
- Расщелины (несрастания) мягкого и твёрдого нёба («заячья губа», «волчья пасть» и другие);
- Короткое мягкое нёбо;
- Мышечное образование над корнем языка;
- Параличи или парезы (ослабление) мягкого нёба, проявляющиеся в сложности поднятия и смыкании нёба с задней стенкой глотки;
- Вялость артикуляторных мышц, встречающаяся у часто болеющих деток.
Расщелины могут быть сквозные, которые захватывают не только нёбо, но и верхнюю губу. Они бывают односторонние и двусторонние. Несквозные несрастания бывают полные, то есть доходят до области резцов, не затрагивая губы. Неполные расщелины характеризуются тем, что несрастание происходит в небольшом участке, например, только в области мягкого нёба.
Функциональная открытая ринолалия может появиться после оперативного вмешательства — удаления аденоидов, различных опухолей и искривлений в области носоглотки, при искривлениях носовой перегородки и образовании полипов в носовой полости. В этом случае воздух практически не попадает в нос либо попадает туда в недостаточном количестве.
Закрытая ринолалия может возникнуть при аденоидах, повышенной функции мышц мягкого нёба, что приводит к изоляции носовой и ротовой полости друг от друга.
Приобретённая ринолалия у ребёнка может появиться в случае, когда женщина на ранних сроках беременности переболела вирусными заболеваниями (гриппом, краснухой, паротитом, дизентерией, токсоплазмозом), имела эндокринные нарушения, употребляла определённые лекарственные препараты, алкоголь и курила во время беременности. Некоторые исследователи отмечают наследственный характер (например, у дедушки и бабушки были расщелины).
Симптомы ринолалии
Симптоматика заболевания зависит от его формы. При открытой ринолалии у ребёнка происходит нарушение дыхательных функций. Жидкая пища, попадая в нёбную расщелину, вытекает через нос, что значительно усложняет процесс кормления. Кроме того, вдыхаемый уличный воздух не прогревается до необходимой температуры, поэтому дети страдают такими заболеваниями, как отит, пневмония, бронхит.
Вследствие открытой ринолалии, у детей наблюдается разный характер отставания в развитии. Например, ребёнок начинает говорить первые слова поздно — обычно после двух лет.
Также у детей отмечается выраженная гнусавость голоса, затрудняется произношение звуков. За счёт того, что активным при разговоре является корень языка, а не кончик, дети большинство звуков произносят глухо.
Закрытая ринолалия сопровождается довольно неприятными симптомами — по задней стенке горла постоянно стекает слизь, образовавшаяся в верхних отделах дыхательных путей. Простудные заболевания в этом случае редко протекают без соплей, у ребёнка наблюдается хронический насморк. Нарушения в речи также присутствуют, например, ребёнок произносит звук [б], а выходит [м].
По утверждению многих специалистов, дефекты речи приводят к развитию астенического синдрома и в некоторой степени влияют на психику ребёнка, такие дети становятся замкнутыми и тяжело идут на контакт.
- Таким детям свойственно неправильное произношение большинства гласных и согласных звуков, их речь невнятная и невыразительная;
- Их голос тихий, тембр тусклый и неестественный;
- Если ребёнок старается тщательно выговаривать звуки, то начинает невольно гримасничать;
- В младшем школьном возрасте у таких детей всегда возникают проблемы с письмом и чтением, они могут путать буквы и звуки.
Кто диагностирует и лечит ринолалию
Как видите, симптомы ринолалии пересекаются со многими известными заболеваниями. Поставить диагноз не так сложно, как определить вид нарушения. Чтобы точно диагностировать вид, необходимо обратиться к нескольким специалисту.
Обследование проводится разными специалистами в области медицины:
- Челюстно-лицевым хирургом;
- Отоларингологом;
- Неврологом;
- Ортодонтом;
- Логопедом;
- Ортопедом;
- Психологом.
На обследовании у логопеда проводится оценка строения артикуляционного аппарата, произнесение звуков, понимание и использование слов, наличие аграмматизмов в речи.
Открытая форма диагностируется на основании исследования Гутцмана, когда при произнесении гласных звуков [а] и [и] ребёнку попеременно начинают закрывать или открывать носовые ходы. У детей школьного возраста логопед исследует процессы письма и чтения, которые хорошо показывают наличие и уровень проблемы.
Лечение включает комплекс мер, направленных на максимальное устранение речевых дефектов. Если ребёнку поставлен диагноз врождённая ринолалия, коррекция нарушения начинается с устранения дефектов анатомического происхождения.
Таких детей с рождения кормят с помощью зонда, который подбирают с учётом особенностей расщелины. Также изготавливают специальный протез — обтуратор, для закрытия несрастания. Этот протез облегчает процессы питания, дыхания и говорения.
Позднее использование обтуратора менее эффективно, поскольку у ребёнка с возрастом начинает закрепляться неправильное положение языка. Обтуратор меняется с ростом ребёнка и используется до момента хирургического вмешательства, без которого, к сожалению, не обойтись.
Хирургическому вмешательству подвергаются челюстно-лицевые нарушения. Гнусавость при открытой ринолалии лечится как до операции, так и после.
Как правило, операция на расщелинах губы проводится на 2–3 месяце жизни ребёнка. Операции на нёбе проводятся после двух лет, если у ребёнка вылезли все зубки. У ослабленных детей оперирование откладывается на более поздний срок или проводится в несколько этапов.
Операции позволяют восстановить целостность речевого аппарата и правильное функционирование нёба.
Профилактика и упражнения
После того как ребёнку будут сделаны все операции по устранению видимых дефектов на лице и на проблемных нёбных участках, лечение вступает во вторую фазу.
На послеоперационном этапе специалисты разного направления проводят закрепление достигнутых результатов и продолжают коррекционную работу.
Послеоперационное лечение включает:
- Физиотерапию;
- Ортодонтию;
- Психотерапию;
- Дыхательную гимнастику;
- Логопедический массаж для размягчения послеоперационных рубцов.
Например, логопедом или дефектологом проводится работа, направленная на правильную постановку звуков, формирование фонематического слуха, расширение словарного запаса, развитие грамматических норм, внимания, мышления, памяти.
Также производится постановка произношения проблемных звуков, ротового и носового дыхания. Усилия направлены на избавление от назального оттенка в звучании голоса и формирование лексико-грамматического строя, фразовой речи.
Речевые упражнения нужно проводить с ребёнком регулярно, их пропуск может вернуть речь на прежний уровень развития.
Существует несколько общепринятых упражнений для области язык-щека-губы, которые подходят для всех видов ринолалии:
- Удав — ребёнок складывает язык в трубочку, а затем медленно высовывает его изо рта;
- Часы — широко открывается рот, и язык повторяет движение стрелок часов, двигаясь по губам описывая окружность;
- Метроном — язык движется из одного уголка рта к другому под счёт, при широко открытом рте;
- Лиана — нужно высунуть язык изо рта, пытаясь достать им до подбородка;
- Игла — при закрытом рте, нужно поочерёдно касаться языком внутренних поверхностей щёк.
В случае правильного лечения, постоянного взаимодействия с логопедом и тщательного выполнения всех рекомендаций, можно добиться неплохих результатов, при которых речь ребёнка с ринолалией практически не будет отличаться от речи его сверстников.