В шесть лет дети свободно общаются со сверстниками и взрослыми людьми. Хорошо развитая речь к семи годам поможет будущему первокласснику успешно овладеть школьной программой.
Развитие речи у детей 6–7 лет приводит к тому, что шестилетний ребёнок свободно общается и со своими сверстниками и взрослыми. Если тема разговора детям знакома, они могут свободно его поддержать, щедро делясь своими знаниями по проблеме и пока ещё небольшим опытом.
В этом возрасте происходит интенсивное развитие мышления, что самым тесным образом связано со становлением речи. Ребёнку 6 лет жизненно необходимо общение со взрослым, когда с ним можно обсудить всё, что происходит вокруг: предметы, явления и взаимоотношения с людьми.
Игра по-прежнему является главной деятельностью для шестилетнего дошкольника. Только в игре он усвоит и поймёт новый материал во много раз быстрее, чем во время занятий, имитирующих школьные уроки. Для игр со сверстниками и с детьми постарше нужна развитая речь, иначе очень непросто наладить тесное взаимодействие, удовлетворить очень важную для маленького человека потребность в общении, в выражении эмоций. В конце дошкольного детства речь становится важным средством коммуникации.
Содержание статьи:
Норма развития речи в период от 6 до 7 лет
Дети седьмого года жизни могут без труда подобрать слова, близкие по смыслу и противоположные по значению. Они отлично пользуются возможностями голоса, могут придавать своим высказываниям различные оттенки интонации, говорить шёпотом, громче и тише, быстрее и медленнее.
Они легко описывают предметы, явления и особенности своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Могут полным и развёрнутым ответом ответить на вопросы взрослых, облекая свои мысли в чёткую форму.
Дети уже не только легко пересказывают литературные произведения, но и сами могут сочинить сказку и рассказ, придумать для них начало и конец. При пересказе эти дети последовательны и логичны, не отклоняются от основной сюжетной линии.
В речи ребёнка 6–7 лет почти не встречается грамматических ошибок, правильно произносятся все звуки, речь чёткая, в словах правильно расставлено ударение.
Словарный запас позволяет создавать образные и яркие высказывания, пользуясь междометиями и устойчивыми выражениями.
Особенности речи шестилетних детей
В этом возрасте уровень детской речи находится в прямой зависимости от речевой культуры взрослых, которые окружают дошкольника. Если речь близких людей грамматически правильна, в ней часто встречаются яркие эпитеты, она богата по своему содержанию, если взрослые своевременно исправляют ошибки ребёнка, можно с полной уверенностью сказать, что и детская речь будет обладать подобными качествами.
Словарный запас
Дети в этот период имеют в активном словаре от трёх до пяти тысяч слов. Не стоит считать, что весь этот лексикон старшие дошкольники употребляют в повседневной речи, чаще всего их обыденный словарь несколько скромнее. Не во все слова дети вкладывают правильный смысл, встречаются и ошибочные толкования значений. Иногда их речь бывает засорена просторечными или жаргонными выражениями.
Нужно стремиться к тому, чтобы шестилетние дети употребляли слова со смыслом, использовали яркие выражения, например, «на скорую руку», «ни свет ни заря», знали, что некоторые слова имеют образные значения, например, «солнце село», «бегут минутки». Русский язык, несмотря на то что он считается одним из самых трудных из-за множества правил и исключений из них, чрезвычайно богат и красив. Помочь ребёнку овладеть этим богатством – важная задача родителей.
Грамматический строй
Хотя речь шестилетнего ребёнка становится всё совершеннее, в ней по-прежнему встречаются ошибки. Дети не всегда могут правильно склонять слова по падежам и числам: «нет подругов», «много перчатков», «около домах».
Если слово несклоняемое, с ним тоже могут возникнуть трудности, например, «нет пальта», «в кине видели». Детские высказывания, состоящие из простых предложений, сменяются сложными предложениями. Например, «Мы вчера ходили на прогулку и увидели на озере красивые кувшинки» или «Дай мне машинку, но только не синюю, а красную, потому что она быстрее едет».
Педагоги, работающие с детьми, и неравнодушные родители уже могут сказать, у какого ребёнка есть ценнейшее качество – «чутьё родного языка», когда дети могут спонтанно употреблять новые слова, изменять их в соответствии с уже усвоенными нормами и правилами, подсознательно ориентируясь на звучание и форму слова.
Они получают удовольствие от каламбура, когда вместо одного значения слова используется другое, сходное по звучанию. Помните бессмертные строчки про человека рассеянного: «Глубокоуважаемый вагоноуважатый, вагоноуважаемый глубокоуважатый! …Нельзя ли у трамвая вокзал остановить»?
Связная речь
Эта область детской речи в конце дошкольного детства расцветает буйным цветом. Для ребят не составляет труда самостоятельно пересказать художественное произведение, содержание фильма, описать предмет, игрушку, придумать сказку, описать то, что он чувствует в разных ситуациях.
Очень полезное качество, появляющееся в этом возрасте – чувство предвидения, когда дети могут рассказать о том, что вот-вот произойдёт или могло бы произойти, но ещё не случилось, или придумать продолжение начатой взрослыми истории.
Ещё одно достижение – объяснительная речь, когда требуется, например, объяснить сверстникам правила подвижной игры, договориться о ролях в сюжетной игре или в представлении настольного театра. Здесь требуется особая точность высказываний, логичное определение последовательности действий. Например, объясняя правила игры «Третий лишний», нужно держать в уме порядок расстановки игроков, то, как и при каких условиях они меняются, кто считается победителем, кто выбывает из игры.
Фонетика
Звуки родного языка на этом возрастном этапе практически полностью произносятся без ошибок. Дети освоили и чётко произносят все слова, в большинстве случаев в соответствии с нормами литературного произношения. Они могут говорить медленно и быстро (скороговорки), громко и тихо, освоили шёпотную речь, широко используют интонацию.
Изредка могут встречаться такие фонетические проблемы:
- Смазанное произношение слов и фраз, нечёткость окончаний. Такой дефект чаще всего встречается у тех, кто недавно освоил произношение всех звуков, и у детей с быстрым темпом речи;
- Нечёткая дифференциация звуков на слух, когда ребёнок путает местами пары звуков: [с]-[ц], [л]-[р], [з]-[ж], [с]-[ш], [ц]-[ч] и другие при произнесении слоговых цепочек, например, са-за-са, ла-ра-ла, за-за-жа, са-ша-са, ча-ча-ца и другие.
- Неправильно поставленное ударение: шОфер – шофЁр, звОнит – звонИт.
На этапе от 6 до 7 лет нужно уделить особое внимание формированию фонематического слуха, умения делать звуковой анализ: выделять из слов отдельные звуки, а из предложений — слова; последовательно называть звуки в словах; определять место звука в слове, делить слова на слоги. Эти навыки – основа для обучения грамоте, они нужнее для ребёнка, чем знание букв. Без этих умений ребёнок не читает, а механически заучивает слоги и слова.
Нарушения речевого развития
Для детей с задержкой речевого развития в возрасте 6 лет, характерны следующие недостатки усвоения родного языка:
- Отсутствие большого количества звуков или замена одних звуков другими, может недоставать несколько звуковых групп: свистящих, шипящих, сонорных (р, л);
- Слова из 4–6 слогов произносятся искажённо, в них не хватает звуков и целых слогов, слоги могут переставляться, заменяться другими (молоток — мотолок, простокваша — постоквашина, регулировщик — легуровщик);
- Словарный запас беден, в нём не хватает сложных существительных, очень мало прилагательных, отмечается большое количество замен (чашка — кружка, аист — цапля, клубника — земляника, юбка — платье, лось — олень, готовит — варит, шьёт — вышивает, большой — высокий, широкий — длинный);
- В предложениях часто пропускаются предлоги, высказывания малопонятны, дети не в состоянии озвучить то, что они думают.
Важно ограничить недостатки произношения отдельных звуков от таких сложных нарушений, как дизартрия, алалия, общее недоразвитие речи, ринолалия, заикание, задержка психического развития. Точно определить это сможет только логопед совместно с неврологом, отоларингологом, психологом, дефектологом. Своевременно проведённая коррекция речевых патологий поможет ребёнку в дальнейшем успешно учиться в школе.
Чтобы отставание в речи детей 6 лет не стало для них фактором будущей неуспеваемости, нужно заранее позаботиться о стимуляции речевого развития. Их учат произносить пословицы, скороговорки, поговорки, декламировать стихи, пересказывать прочитанные произведения, инсценировать сказки. С ними играют в различные словесные игры: «Скажи наоборот», «Третий лишний», «Живое-неживое», «Скажи по-другому» и другие.
Если родителям хочется, чтобы у их малыша была содержательная речь, нужно как можно больше читать ему, подбирая для этого лучшие произведения детской литературы. Ни одно прочитанное произведение не должно пройти незамеченным, надо побеседовать по его содержанию, обратить внимание на яркие эпитеты, сравнения, метафоры, объяснить значение непонятных слов. Ребёнку загадывают загадки, просят составить рассказ по картинкам, самостоятельно составить предложение. При этом родители внимательно следят за речью детей, не оставляя без внимания любые ошибки.
Развитие речи 6–7 лет – яркое свидетельство вложенных в развитие ребёнка сил родителей и педагогов. Овладение речью поможет будущему первокласснику успешно овладеть школьной программой. Совершенствование речевых умений в этом возрасте не заканчивается, оно будет продолжаться на протяжении всей жизни человека. Богатый словарь, правильная речь, умение интересно высказываться и передавать свои мысли другим – достойный итог речевого развития дошкольника и прочный фундамент для успешного начала школьной жизни.