Размер шрифта
Цвет фона и шрифта
Изображения
Озвучивание текста
Обычная версия сайта
Layer 1
Детский логопед
Надежда Буйнова
+7 812 509-60-80
+7 812 509-60-80 Детский логопед
Записать ребёнка
Layer 1
Обо мне
  • Отзывы
  • История
  • Документы
  • Реквизиты
  • Бренды
Услуги
  • Развитие речи
    Развитие речи
  • Чтение и письмо
    Чтение и письмо
  • Звукопроизношение
    Звукопроизношение
  • Задержка развития речи
    Задержка развития речи
Отзывы
Цены
  • Занятия с логопедом
  • Диагностика развития речи
Вопрос-ответ
Контакты
Блог
    +7 812 509-60-80
    +7 812 509-60-80 Детский логопед
    Адрес
    г. Санкт-Петербург, Кантемировская улица, 12
    Режим работы
    Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
    Layer 1
    Телефоны
    +7 812 509-60-80 Детский логопед
    E-mail
    logoped@ourkids.ru
    Адрес
    г. Санкт-Петербург, Кантемировская улица, 12
    Режим работы
    Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
    Layer 1
    • +7 812 509-60-80 Детский логопед
      • Телефоны
      • +7 812 509-60-80 Детский логопед
    • г. Санкт-Петербург, Кантемировская улица, 12
    • Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
    Детский логопед
    —
    Блог
    —
    Развитие речи

    Что делать если ребёнок плохо говорит в 6 лет

    Что делать если ребёнок плохо говорит в 6 лет
    Надежда Буйнова
    25 августа 2022
    Если ребёнок за год до школы разговаривает недостаточно хорошо, вряд ли он самостоятельно справится с программой начальной школы. Если же он почти не говорит, то это очень серьёзная проблема.

    Период от рождения ребёнка до 5 лет считается главным в развитии речи: в этом возрасте формируются функции головного мозга и развиваются все его структуры. Как известно, центральная нервная система лучше всего поддаётся тренировке в период её формирования. В случае если воздействия нет, незрелая функция может остановиться в своём развитии.

    Всё это в полной мере относится и к речи — коррекцию её недоразвития у логопеда нужно начинать после 2,5 лет. Если же малыш в 6 лет не говорит, то это большая проблема, поскольку вряд ли он справится с программой начальной школы до тех пор, пока не будет проведена коррекционная работа.

    Возможно дефект речевого развития настолько сложен, что невозможно дать прогноз обучению в учебном заведении. Говоря проще – тот материал, который в 6 лет придётся осваивать в течение долгого времени, ещё 2–3 года назад можно было одолеть гораздо меньшими усилиями, и стоит только пожалеть об упущенном времени.

    Тем не менее в случаях не осложнённых невропатологической симптоматикой, даже в 6 лет можно значительно продвинуться на пути совершенствования детской речи.

    Содержание статьи:

    1. Норма речевого развития в шесть лет
    2. Возможные причины нарушений речи
    3. Как помочь плохо говорящему 6-летнему

    Норма речевого развития в шесть лет

    Чтобы оценить степень отклонения от возрастной нормы, нужно знать, насколько развита речь ребёнка 6 годам. За 1–2 года до начала школьного обучения она достигает определённого совершенства, если взрослые уделяли этому особое внимание.

    Речевые навыки детей 6 лет в норме:

    • Словарный запас достаточно большой, ребёнок употребляет слова разных частей речи, у него имеется достаточный запас знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
    • Грамматические ошибки (употребление предлогов, согласование имён существительных с числительными, изменение по падежам, согласование слов по родам и числам и др.) встречаются редко.
    • Высказывания строятся из сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
    • Чётко и правильно произносятся все звуки родной речи, кроме «Р».
    • Он может управлять темпом и громкостью своей речи, к месту использует интонацию.
    • Он отвечает на вопросы развёрнутыми фразами, может пересказать рассказ, сочинить свою историю, сказку, придумать рассказ по картинкам.
    • Может классифицировать, обобщать понятия, находить лишние предметы.

    Речь старшего дошкольника близка к речи взрослого человека. В этом возрасте дети внимательны к своей речи и к речи близких, сверстников, они замечают и часто озвучивают допущенные другими ошибки.

    Возможные причины нарушений речи

    Диапазон нарушений речи плохо говорящего ребёнка в 6 лет велик, а структура дефекта крайне разнообразна.

    Если ребёнок плохо говорит в 6 лет, речь может идти о следующих нарушениях речи:

    1. Дислалия;
    2. Моторная и сенсорная алалия;
    3. Афазия;
    4. Ринолалия;
    5. Дизартрия;

    Поставить диагноз по результатам обследования может только квалифицированный специалист – детский невропатолог, психоневролог, дефектолог, логопед. Они же предложат рекомендации по медикаментозной и педагогической коррекции речевого дефекта.

    Если вы читаете эту статью и имеете на руках неговорящего (плохоговорящего) шестилетнего малыша, срочно идите к специалисту. Если по каким-то причинам не удаётся сделать это немедленно, можете ознакомиться с признаками некоторых речевых патологий этого возраста.

    Дислалия

    Дислалия выражается в нарушении звукопроизношения (замена, пропуск, искажение звуков), в основе которого лежит дефект анатомии органов артикуляции, обратимые нарушения коры головного мозга (минимальная мозговая дисфункция), социальная запущенность.

    Возможные дефекты органов артикуляции:

    • Короткая уздечка языка;
    • Толстые губы;
    • Массивный язык;
    • Слишком узкий язык;
    • Высокое «готическое» нёбо;
    • Низкое и широкое нёбо;
    • Нарушения прикуса;
    • Расстояния между зубами;
    • Редкие или мелкие зубы.

    Дислалия в 6 лет может диагностироваться у детей, растущих в двуязычной семье, подражающих неправильной речи близких, находящихся в социально неблагополучных семьях, а также у детей, живущих в ситуации гиперопеки.

    Для того чтобы устранить дислалию у шестилетних детей, нужны коррекционные занятия с логопедом, возможно, понадобится исправление прикуса под руководством врача-ортодонта.

    Моторная алалия

    Если ребёнок 6 лет имеет очень маленький словарный запас, у него поздно появились первые слова, он переставляет местами и сокращает слова, слоги, возможно, у него моторная алалия. Это заболевание, при котором речь окружающих дети понимают, но собственное полноценное высказывание построить не могут. Её причина – нарушение созревания речевых зон головного мозга, их поражение в результате родовой травмы, патологий внутриутробного развития.

    Проявления моторной алалии в 6 лет:

    • искажение слов, замена другими, близкими по смыслу;
    • нарушение согласования слов по родам, падежам и числам;
    • замедление подбора слов в высказываниях;
    • повторение одних и тех же слов, звукосочетаний.

    В движениях и в поведении таких детей тоже имеются отклонения от нормы, им не хватает ловкости, плохо развита мелкая моторика. Страдает внимание, память, интеллектуальная деятельность, снижено стремление к познанию мира.

    Сенсорная алалия

    Проявления сенсорной алалии похожи на признаки моторной алалии. Главное отличие в структуре дефекта – дети не понимают обращённую к ним речь и поэтому с трудом формируют собственные высказывания.

    У них поздно развивается речь, она пестрит неправильными словами, не изменяемыми по родам, падежам и числам. Дети медлительны и малоподвижны, имеют грубые нарушения моторики.

    Диагностировать сенсорную алалию в 6 лет непросто – малыш может вообще не понимать обращённую к нему речь, не откликаться даже на собственное имя.

    Проявления сенсорной алалии иногда путают с аутизмом, ЗПР, умственной отсталостью. В целом, шестилетние дети с сенсорной алалией активны в речевом плане, но могут раздражаться, проявлять негативизм из-за того, что не могут полноценно общаться с окружающими.

    Дизартрия

    Плохо разговаривающие дети 6 лет часто страдают от дизартрии. Это расстройство речи связано с поражением отделов головного мозга, возникшее во время внутриутробного развития, родов, после заболеваний ЦНС, в результате хромосомных аномалий.

    Речь ребёнка со стёртой дизартрией малопонятная для окружающих, она нечёткая, звукопроизношение смазанное. Голос тихий, но может быть и резким, темп речи ускоренный или замедленный.

    Такие дети не любят жевать твёрдую пищу, затрудняются резать ножницами, рисовать, выполнять движения под музыку, удерживать равновесие.

    Как помочь плохо говорящему 6-летнему

    Необходимо обратиться к специалистам — детский невропатолог, психоневролог, дефектолог, логопед.

    Коррекционная работа с такими детьми проводится в зависимости от того, какой диагноз поставлен. При желании родители могут значительно увеличить эффективность коррекционного воздействия логопеда, дефектолога и детского психолога, если будут выполнять все рекомендации специалистов.

    Как логопед, могу посоветовать несколько приёмов работы с шестилетними детьми, имеющими речевые проблемы:

    • Предложите подобрать похожие и противоположные слова (синонимы и антонимы) к предметам окружающим его или к картинкам;
    • Учим классифицировать предметы – что бывает круглым, сладким, тяжёлым, голубым и т. д.;
    • Можно поиграть в игру «Живое — неживое», «Съедобное — несъедобное»;
    • Загадывайте загадки об окружающих их предметах, придумывайте их самостоятельно или вместе с ребёнком;
    • Упражняйтесь в придумывании слов на тему «широкий — узкий», «один-много»;
    • Предложите ему составить предложение из 2 слов, затем увеличить это предложение до 3 слов и т. д.;
    • Делитесь впечатлениями об увиденном в театре, на экскурсии, в музее, рассказывайте на прогулках о предметах, которые вас окружают, о временах года и их признаках;
    • Рассматривайте картинки, попробуйте составить по ним сначала предложения, потом рассказ;
    • Чаще читайте ребёнку лучшие образцы детской художественной литературы, беседуйте по содержанию произведений;
    • Предложите ему выделить слова, в которых есть заданный звук, придумать свои слова на данный звук;
    • Время от времени совместно произносите знакомые стихи, поговорки, чистоговорки для отработки тонких движений губ и языка.

    Своевременная диагностика и активная коррекционная работа помогут исправить дефекты речи дошкольника. Или хотя бы минимизировать их, подготовив ребёнка к обучению в общеобразовательной школе.

    Рекомендую прочитать
    Развитие речи
    24 августа 2022
    Речевое развитие детей с 5 до 6 лет
    Словарный запас, грамматика и звукопроизношение у пятилетнего ребёнка. Нормы и симптомы задержки речевого развития, методы профилактики, упражнения по развитию речи.
    Развитие речи
    25 августа 2022
    Развитие речи детей от 6 до 7 лет
    В шесть лет дети свободно общаются со сверстниками и взрослыми людьми. Хорошо развитая речь к семи годам поможет будущему первокласснику успешно овладеть школьной программой.
    Автор статьи
    Детский логопед
    Надежда Буйнова
    Телефон
    +7 (812) 509-60-80
    E-mail
    logoped@ourkids.ru

    Логопед высшей квалификации. С 1999 года занимаюсь диагностикой и коррекцией речевых нарушений у детей возраста с 2,5 до 17 лет.

    Остались вопросы?

    Если после прочтения статьи у вас остались вопросы, задайте их в личном сообщении, воспользовавшись кнопкой выше.

    Обратите внимание: я не ставлю диагнозы не видя ребёнка! Для лечения заболевания мы обращаемся к врачу, сдаём анализы. Аналогично логопеду необходимо провести речевую диагностику, которая показывает состояние речи и выявляет имеющиеся нарушения развития.

    Назад к списку
    • Детское развитие 10
    • Методики 3
    • Развитие речи 31
    Обо мне
    Отзывы
    История
    Документы
    Реквизиты
    Бренды
    Услуги
    Развитие речи
    Чтение и письмо
    Звукопроизношение
    Задержка развития речи
    Цены
    Занятия с логопедом
    Диагностика развития речи
    Контакты
    Вопрос-ответ
    Блог
    +7 812 509-60-80
    +7 812 509-60-80 Детский логопед
    Адрес
    г. Санкт-Петербург, Кантемировская улица, 12
    Режим работы
    Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
    logoped@ourkids.ru
    г. Санкт-Петербург, Кантемировская улица, 12
    © 2017-2025 · ИП Буйнова Н. В. · ИНН 781300396002 · OURKIDS ®
    Пользовательское соглашение