Дислалия — это нарушение звукопроизношения, которое проявляется в отсутствии звуков, их искажении или смешении. У ребёнка может быть нарушено всё это одновременно: он может пропускать звуки, заменять звук другим, различным по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости, смешивать звуки (вместо [ц] произносить[с], или [т]), искажать сходныепо артикуляции звуки (горловое р). Иногда он вместо привычных воспроизводит звуки, не имеющиеся в русском языке – велярное или увулярное «Р» (французский прононс), межзубное «С».
Это речевое нарушение встречается чаще других и занимает почти половину всех случаев речевых патологий. В большинстве случаев оно носит обратимый дефект, так как нервная система ребёнка при дислалии не имеет повреждений. Занятия с нашим логопедом позволяют произвести коррекцию нарушения и избавиться от проблемы.
Если вовремя не устранить дислалию, она приводит к серьезным последствиям — развиваются нарушения не только в произношении, но и на письме. Если ребёнок не произносит или смешивает близкие по звучанию фонемы, не воспринимает их на слух, то при написании слов мы наблюдаем всевозможные замены (баклажан — баклазан, птичка — пцицка, машинка — масинка). Его словарный запас не пополняется словами, в которые входят дефектные звуки — он остаётся бедным, неполным или искажённым.
Как следствие, страдает грамматика родного языка, так как безударные окончания и часть предлогов ребёнок просто не слышит. Развивается лексико-грамматическое и фонетико-фонематическое недоразвитие речи, что приводит к проблемам с обучением. В свою очередь, трудности в обучении могут привести к стойкой школьной неуспеваемости, проблемам с адаптацией в коллективе, сложностями с профессиональной ориентацией.
Препятствия в коррекции дислалии могут быть связаны с врождёнными или приобретёнными нарушениями анатомии речевого аппарата:
- короткая уздечка;
- неправильный прикус;
- слишком толстый или слишком маленький язык;
- аномалии зубных рядов;
- высокое («готическое») нёбо;
- низкое и плоское нёбо;
- травмы или последствия заболеваний зубочелюстной системы.
В этих случаях, кроме занятий с нашим логопедом, может понадобиться помощь других специалистов: стоматолога или ортодонта. При дефектах речевого аппарата следует провести максимально возможную коррекцию патологии.
Если строение артикуляционного аппарата в норме, причинами дислалии может быть недостаточная сформированность фонематической системы малыша, подражание детей неправильной речи взрослых, «сюсюканье» с ними, двуязычие в ближайшем окружении, безразличное отношение к формированию речи детей. Дислалия может проявляться у физически ослабленных и часто болеющих детей.
Диагностировать дислалию можно уже в три года. Важно как можно раньше начинать логопедические занятия по её устранению, чтобы они в дальнейшем не привели к нарушениям письменной речи, а именно дисграфии, дислексии и дизорфографии.
Как и с другими нарушениями речи, здесь действует простое правило — чем раньше начать коррекционную работу, тем быстрее логопед сможет устранить проблему. У наших специалистов большой опыт работы с дислексиками. Обращайтесь — мы обязательно поможем!