Дети двух с половиной лет уже пользуются речью в качестве средства общения. Они подсознательно усваивают основные грамматические категории – правила склонения слов по родам, падежам и числам, основные формы глаголов. К этому возрасту в их словаре содержится от 50 до 250 слов и уже появляются простые фразы из двух слов.
Два с половиной года — это возраст, когда нужно бить тревогу, если ребёнок не говорит или плохо говорит.
Из моей практики: когда ребёнок в 2,5 года не разговаривает, предпочитая использовать жесты, но всё понимает, чаще всего речь идёт о темповой задержке речевого развития или общем недоразвитии речи.
Важно отличать ровно 2 года от 2,3-2,4-2,5-2,6-2,7. Это разные периоды, каждому из которых свойственны свои особенности развития речи. Если ребёнок в 2,3 не разговаривает или не говорит в 2,6 лет, информация ниже для вас также актуальна. Неважно, мальчик это или девочка.
Содержание статьи:
Норма развития речи в 2 года и 5 месяцев
Хотя развитие речи каждого малыша проходит по индивидуальному маршруту, существуют общие для всех нормы речевого развития и среднестатистические сроки появления языковых единиц (это слова, предложения, фонемы, морфемы и т. д.).
К 2,5 годам дети уже произносят простые фразы из двух слов. В их словаре содержится от 50 до 250 слов — в основном это существительные и глаголы, реже местоимения, прилагательные, наречия. К рубежу между третьим и четвёртым годом жизни активный словарь возрастёт до 1 тысячи слов.
Для лучшего понимания приведу несколько примеров речи детей 2,5 лет.
Примеры слов в лексиконе 2,5-летнего малыша: масина (машина), япата (лопата), утя (утка), пато (пальто), ковать (кровать), кота (кофта), вок (волк), ейка (лейка), ев (лев), матик (мальчик), кит.
Готовность общаться со знакомыми и незнакомыми взрослыми и детьми – основное качество детской речи в этом возрасте. Хотя ребёнок пока плохо говорит предложениями, он может рассказать об увиденном, спросить о том, что его интересует.
Малыш способен объединять доступные ему слова в предложения или словосочетания:
- матик сидит (мальчик сидит);
- басой масина (большая машина);
- вок гуяет (волк гуляет);
- сипит зея (шипит змея);
- какает ягуся (квакает лягушка).
Как видите, многие звуки малыш ещё не может произнести. Это вызвано слабостью мышц губ и языка, неумением выполнять тонкие движения органов артикуляции. Овладение шипящими и сонорными согласными (л, р) ещё впереди. Например, звук [Р] может появиться только в пять-семь лет.
Ребёнок 2,5 лет активно интересуется окружающим миром, часто спрашивает о предметах и явлениях, доступных его пониманию: «Что это?», «Зачем?», «Почему?». Эти вопросы нельзя игнорировать, потому что не получив несколько раз ответ, дети перестают обращаться к взрослым, начинают меньше говорить и контактировать. Если родители отвечают на все вопросы маленького познавателя мира, они развивают его речь, пытливость ума, стремление к знаниям.
Как видите, в два с половиной года ребёнок должен говорить. Если он молчит — это тревожный симптом задержки речевого развития.
Симптомы задержки развития речи
Не все родители одинаково относятся к темпу освоения их чадом родной речи. Кто-то переживает, если малыш не читает в 2,3 года наизусть детские стихи, другие же беспечно относятся к тому, что в 2,6 ребёнок почти не говорит, общается на «тарабарском» языке, и его никто, кроме мамы и папы, не понимает.
Если к возрасту 2,5 лет наблюдается полное отсутствие речи, значит у ребёнка серьёзные проблемы — срочно идите к неврологу!
Признаки отставания речи от возрастной нормы в два с половиной года:
- Малыш не может выполнить простую инструкцию из 2 этапов: «поставь стул, посади туда мишку».
- Его словарный запас гораздо беднее, чем лексикон сверстников или составляет от 20 до 50 слов.
- Редко обращается речью к взрослым с просьбами и вопросами.
- Почти всегда использует жестикуляцию для объяснения своих потребностей, а не слова.
- Ему безразлично, понимают ли близкие люди то, что он говорит.
- Не может показать названный знакомый предмет, принести по просьбе взрослого то, чего нет в зоне видимости.
- В речи нет фраз даже из двух слов.
- Он мычит или разговаривает на своём языке.
- Не понимает обращённых к нему слов и не говорит.
- Ребёнка не привлекает чтение художественных произведений, рассказывание стихов, сказок.
- Он не повторяет или самостоятельно не рассказывает небольшие стихотворения.
Эти симптомы могут наблюдаться в комплексе или по отдельности. Они сигнализируют о темповой задержке речевого развития или более сложной патологии — общем недоразвитии речи (ОНР).
Практическое отличие темповой задержки речи от ОНР :
- Темповая задержка речи (задержка речевого развития, ЗРР) компенсируется регулярными самостоятельными занятиями с малышом. Иными словами, вам нужно его разговорить. Органических поражений здесь нет, интеллект и эмоциональное развитие в норме. Популярный признак ЗРР — «он всё понимает, но не может сказать».
- Общее недоразвитие речи (ОНР) — это более сложная патология, в основе которой лежит поражение центральной нервной системы. Наряду с речью часто страдают другие психические процессы (внимание, мышление, память). Для коррекции этого нарушения придётся потратить намного больше времени и обратиться к логопеду, дефектологу, неврологу или психоневрологу.
Понятие темповой задержки речи применимо только к детям до 3 лет. После этого возраста легко устранимая задержка речи перерастает в серьёзную проблему и превращается в диагноз.
Если есть сомнения в том, правильными ли темпами развивается речь в два с половиной года, не стоит ориентироваться на мнение знакомых или читать форумы — пройдите логопедическое обследование. Его разумно сделать в возрасте 2 лет 4 месяцев. 2,4-2,6 лет — это рекомендуемый возраст первого посещения логопеда.
Причины задержки речевого развития
Отсутствие речи у ребёнка в 2,5 года может быть обусловлено различными факторами. Важно помнить, что каждый ребёнок развивается в своем индивидуальном темпе, и небольшая задержка в речевом развитии не всегда является поводом для беспокойства.
Вот некоторые возможные причины задержки развития речи к 2,5 годам:
- Запущенность развития. Недостатки воспитания из-за невнимания к ребёнку, когда с ним не занимаются и мало общаются. Ребёнку может не хватать общения или стимуляции для развития речевых навыков. Постоянное взаимодействие и поддержка со стороны родителей могут помочь улучшить ситуацию Ещё родители могут предугадывать потребности ребёнка и удовлетворять их до того, как он попытается выразить их словами. Это может замедлить развитие речи.
- Физическое истощение из-за соматических заболеваний. Во время болезни развитие речи ребёнка замедляется и может откатываться назад.
- Патологии со слухом или носоглоткой. Проблемы носоглотки могут ограничивать возможности речевого аппарата. Нарушения слуха искажают восприятие окружающего мира и негативно влияют на развитие (как проверить слух ребёнка).
- Поражения центральной нервной системы по причине родовой травмы, асфиксии в родах, перенесённой инфекции, травмы черепа, генетически обусловленных заболеваний.
Важно понимать, что отставание детской речи, не исправленное вовремя, может привести к умственной отсталости, включая ЗПР. Таким детям тяжело чувствовать себя комфортно в детском саду и школе. Их отклонение в развитии будет заметно сверстникам, могут возникнуть проблемы социализации. Поэтому если ваш малыш в два с половиной года вообще не говорит — это тревожный симптом назревающей проблемы.
Запущенность развития — это частая причина того, почему ребёнок в 2,5 года не разговаривает. Многим родителям некогда заниматься развитием малыша и вместо общения с папой или мамой он играет в одиночестве. Телефон или планшет в руках не особо способствует речевому развитию, какие бы развивающие приложения там ни стояли.
Если вы ощущаете тревогу по поводу формирования речи, обратитесь за консультацией к логопеду, детскому психологу или неврологу. Начать лучше с логопеда и проведения диагностики для определения причин отсутствия речи у вашего ребёнка. Если же замечаете, что ребёнок слабо реагирует на окружающие его звуки, обязательно посетите ЛОРа.
Два с половиной года — это тот возраст, когда можно начинать бить тревогу, а задуматься о проблеме лучше в два года. Принцип простой — предотвратить проблему развития речи намного проще и дешевле, чем её решать. Знаете родителей, которые по несколько лет водят детей на занятия к логопеду? Их немало, а этого можно было избежать просто уделив ребёнку больше внимания и не пустив ситуацию на самотёк.
К кому обращаться за помощью
Причины, приводящие к задержке речи разные. Чтобы решить проблему, родителям иногда приходится обращаться к нескольким специалистам. Среди них можно выделить пять основных:
- Логопед — определяет задержку развития речи и устраняет её.
- Дефектолог — занимается с детьми, имеющими отклонения в развитии. Помогает исправить более сложные патологии.
- ЛОР — необходим для исключения нарушений слуха. Например, тугоухость напрямую влияет на речь.
- Детский невролог — специализируется на лечении заболеваний нервной системы.
- Психоневролог — работает на стыке неврологии и психиатрии. Занимается наиболее тяжёлыми случаями.
Существуют различные методики коррекции общего недоразвития речи (ОНР) и темповой задержки (ЗРР), которыми владеют логопеды и дефектологи. Дополнительное медикаментозное лечение используют в тяжёлых случаях, часто можно обойтись без него. Иногда оно вообще не нужно, но врачи назначают приём лекарств, потому что так проще. На самом деле логопед способен компенсировать приём части лекарств работой с малышом. Помните, что только врачи могут назначать лекарственные препараты, у логопедов и дефектологов нет такого права.
Со своей стороны родители должны на время коррекции создать насыщенную речевую среду для стимулирования детской речи. Нужно вынуждать малыша говорить, притворяться, что не понимаете его, если он жестами пытается объяснить чего хочет.
Яркий пример: ребёнок просит дать ему мишку, но не говорит, а больше жестикулирует. Необходимо прикинуться, что вы не понимаете его, и дать игрушку, которая лежит рядом. И так по несколько раз, в итоге называя игрушку, чтобы малыш слышал и запоминал слова. Цель таких действий — стимулирование речи.
Государство в меру сил пытается помочь детям с речевой задержкой. Для этого созданы государственные центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи (в одном из таких я работала 13 лет). Они есть в каждом районе крупных городов и оказывают услуги бесплатно. Однако попасть туда непросто, так как детей с проблемами много, а количество мест ограничено.
Задача логопеда в случае с задержкой речи заключается в проведении речевой диагностики и выявлении имеющихся проблем. После этого специалист доносит результаты до родителей и объясняет, что делать. Например, в случае темповой задержкой речи родители могут заниматься с детьми самостоятельно, ходить на занятия к логопеду необязательно. Многие так и делают: обращаются к логопеду за консультацией, а на основе полученных знаний и материалов начинают самостоятельную работу.
Как помочь ребёнку заговорить
С темповой задержкой родители действительно могут справиться самостоятельно. Нужно лишь уделять работе с малышом, который плохо говорит, несколько часов день.
Приёмы и упражнения для занятий с детьми по развитию речи:
- Создание благоприятной языковой среды, в которой ребёнок будет чётко и регулярно слышать произносимые взрослыми слова, а не шумовой фон от работающего телевизора.
- Использование дидактических игр – сортёров, вкладышей, кубиков, разрезных картинок. Со временем малыш сам будет хотеть играть.
- Чтение ему детских сказок, потешек, колыбельных, стихов Агнии Барто, Валентина Берестова, Корнея Чуковского, Ирины Токмаковой и других авторов.
- Игра на музыкальных инструментах, совместное пение детских песенок.
- Комментарии взрослых по поводу увиденного (дома, на даче, в магазине, на прогулке). Нужно говорить много и обо всём окружающем ребёнка, не бойтесь выглядеть глупо в глазах окружающих. Глупо бояться выглядеть глупо.
- Показ картинок, коротких видео о животных, рассказывание о них, разучивание сначала звукоподражаний, затем стихотворений.
- Просмотр нормальных мультфильмов вместе с детьми, с пояснениями названий персонажей, действий героев.
- Обучение детей рисованию, лепке, аппликации, создание совместных работ будет не только развивать умения, но и вызывать желание рассказать о процессе, похвастаться результатами перед окружающими.
Упражнения проводятся в игровой форме, это не уроки! Учить детей речи важно через игру. На любые успехи малыша обязательно нужно реагировать, хвалить его.
Чего нельзя делать, так это говорить за малыша, безмолвно помогать ему. Этим грешат многие родители и бабушки с дедушками. Например, малышу нужна игрушка, до которой ему не дотянуться. Он подходит, показывает на неё рукой, но не обозначает своё желание словами, не хочет говорить. Многие взрослые сами произносят «Дать тебе эту игрушку?», совершая ошибку.
Правильно делать вид, что не понимаете его, давать лежащий рядом предмет и удивляться, что он хотел не его. Суть этой игры — заставить малыша сказать, что ему нужно, приучать к необходимости общаться, если он хочет получить желаемое, вытягивать на разговор. Поначалу будет получаться плохо, он может даже плакать, но со временем это будет получаться всё лучше.
Очень полезно развивать мелкую моторику, делать артикуляционную и пальчиковую гимнастику. Для развития мышц органов артикуляции иногда нужно делать массаж губ, языка, нижней челюсти (логопедический массаж). С этим справится любой родитель, после небольшого обучения.
Различными тренажёрами типа каучукового мячика, мячика-ёжика, массажных колец нужно массировать пальчики, ладошки, сопровождая это проговариванием весёлых стихов или потешек.
Внимательное отношение к детской речи, своевременная работа родителей и специалистов по коррекционной работе, обязательно помогут ребёнку преодолеть речевое отставание в короткие сроки. Но лучше до вмешательства специалистов не доводить. Если что, приходите ко мне, я обследую малыша, покажу все необходимые игры и упражнения, расскажу как их применять, чтобы ребёнку было интересно выполнять их.
Подводя итог отмечу, что в 2,5 года ребёнок уже должен говорить. Не выговаривая многие звуки и пропуская их, но говорить. Если в этом возрасте малыш молчит — необходимо срочно понять причину и решить проблему, пока она не переросла в более сложное речевое нарушение и не отразилась на умственном развитии ребёнка.