Речевая диагностика

Речевая диагностика
Задать вопрос
Бесплатная консультация логопеда

Готовность к обучению в школе во многом определяется уровнем развития речи. К шести годам у ребёнка с нормально развивающейся речью должен быть значительный словарный запас – от трёх тысяч слов и больше, он должен общаться с окружающими практически на равных.

Если вы не уверены нормально развивается речь вашего малыша или нет, приводите его к нам на обследование, ведь нарушения речи могут проявиться в самом раннем возрасте и важно вовремя их заметить и исправить. Именно поэтому рекомендуется впервые водить детей на диагностику к логопеду в период с 2 до 3 лет.

Логопедическое обследование проводится с целью выявления нарушений в речевом развитии ребёнка: они очень разнообразны, и подход к ним тоже нужен разный. Например, если ему не даётся произношение отдельных звуков, то в большинстве случаев можно начинать работу с артикуляционной гимнастики и постановки отсутствующего звука. А при такой речевой патологии, как моторная алалия, ставить звуки нельзя. В этом случае коррекция проблемы начинается с того, что сначала учат понимать речь, вызывают желание и потребность подражать речи взрослого.

Обследование определённо требуется детям, страдающим синдромом раннего детского аутизма. К сожалению, иногда данный диагноз ставят ошибочно. У малыша может быть просто темповая задержка речи или её общее недоразвитие, что, конечно, тоже является проблемой, но (в сравнении с аутизмом) гораздо менее серьёзной. Родители волнуются и переживают, их детей определяют в спец. классы или школы. А нужно было просто доверить диагностику квалифицированному специалисту.

Есть ещё один важный момент: детская речь в своем развитии проходит один и тот же путь, независимо от того, нормальное это развитие или нет. У детей с речевыми недостатками всегда имеется пусть медленное, но всё-таки продвижение вперёд. Очень важно выявить, насколько ребёнок способен продвинуться по пути преодоления речевой патологии. И эту перспективу может показать логопедическая диагностика.

По завершении обследования выдается заключение, как его часто называют «справка от логопеда». Она часто нужна родителям для того, чтобы их ребёнок, имеющий речевые проблемы, мог претендовать на место в специализированном детском саду или в логопедической группе детского сада. Здесь стоит отметить, что далеко не всегда хорошо, что дети попадают в подобную группу или детский сад. Мы неоднократно встречались со случаями, когда логопеды определяли в них детей, но в реальности этого не требовалось — достаточно было лишь провести коррекцию имеющегося нарушения. В этом случае стоит отнестись к диагностике со всей серьёзностью, ведь попадание группу/спецсад по ошибке не решит, а усугубит имеющиеся речевые проблемы.

У большинства детей до 5 лет речевое развитие ещё не завершено, и логопед во время обследования это обязательно учитывает. Так, не стоит ждать от четырёхлетнего малыша, что он сможет составить рассказ по картинке или назвать лётчик, повар, учитель одним словом «профессии», то есть сделать обобщение. Логопед, проводящий обследование детской речи, знает, что можно назвать нормой, а что считается отклонением.

Логопедическое обследование проводится в следующей последовательности:

  1. Специалист беседует с родителями об особенностях развития ребёнка, о том, как развивалась его речь, условиях семейного воспитания, изучает выписки из предоставленных документов (о них чуть ниже);

  2. Проводится диагностика: ребёнку предлагаются различные задания, во время выполнения которых логопед регистрирует все полученные данные;

  3. Полученные результаты анализируются и специалист даёт им педагогическую оценку;

  4. Оформляется заключение (справка логопеда), в котором указываются результаты диагностики;

  5. Проводится беседа с родителями, где проводивший обследование специалист рассказывает о результатах диагностики и даёт рекомендации, как можно преодолеть выявленный дефект, если таковой имеется. Если нарушений нет, то наши клиенты получают конкретные рекомендации по дальнейшему развитию своего ребёнка, на что нужно больше обращать внимание.

Если вы уже проходили обследования у кого-то из специалистов, то их заключения помогут нам точнее определить проблему и выявить причину речевого дефекта. Со своей стороны родителям не нужно скрывать имеющиеся у ребёнка патологии нервной системы, особенности поведения малыша, какими бы необычными они ни были. Агрессивность, гиперактивность, недержание мочи, истерики, сосание пальцев, тики — всё это симптомы поражения или недоразвития центральной нервной системы, влияющие на развитие речи.

Что логопед спрашивает у родителей

Перед тем как приступить непосредственно к изучению речи ребёнка, логопед беседует с родителями. Его могут заинтересовать такие вопросы:

  • Были ли в раннем возрасте у малыша тяжёлые заболевания;

  • Есть ли в его окружении двуязычие, недостатки речи у членов семьи (заикания, слишком быстрого или слишком медленного темпа речи, дефектов произношения);

  • Обращались ли его родители ранее за помощью к специалистам, какая проводилась работа, были ли результаты;

  • Особенности поведения: спокойный или конфликтный ребёнок, как он ведёт себя дома и в детском учреждении;

  • Как и с какими игрушками он играет, какими звуками или словами сопровождает игру;

  • Особенности мелкой и крупной моторики малыша, ловкий он или несколько неуклюжий, сложности переключения движений;

  • Особенности раннего развития: когда он стал отзываться на свое имя, улыбаться, лепетать, гулить, понимать обращенную к нему просьбу, как рано появились слова, словосочетания, фразы, какими они были;

  • Когда родители заподозрили отставание в развитии речи;

  • Какие проблемы их беспокоят на данный момент. Например, малыш не говорит, искажает слова, не обращается к близким, или его речь автономна.

Как проходит диагностика

От того, в какой степени дети понимают обращенную к ним речь, зависит то, как быстро будут получены первые результаты по исправлению речевых дефектов. Это своеобразная база для начала коррекционной работы. Чтобы понять, насколько ребёнок понимает обращённую к нему речь, его просят выполнить несколько заданий.

  • Обнять маму, помахать рукой, закрыть и открыть глазки;
  • Показать и подать называемые логопедом предметы;
  • Показать части своего тела;
  • Показать предметы, действия, изображенные на картинках (4–6 штук);
  • Выполнить просьбу из 2–3 действий (возьми мишку из шкафа, сними с него шарфик и поставь мишку на окно);
  • Положить или взять предмет, лежащий перед коробкой, за коробкой, в коробке, под коробкой, на коробке, чтобы понять, насколько ребёнок ориентируется в пространстве;
  • Ответить на вопросы по содержанию прочитанного логопедом короткого рассказа или сказки.

К нам на логопедическое обследование часто приходят дети, которые практически не умеют говорить. Они не хотят общаться с незнакомым для них человеком и открываться ему. В этом случае логопед устанавливает доверительные отношения с ребёнком, даёт время освоиться в незнакомой обстановке, разрешает брать заинтересовавшие его игрушки и предметы. Пока он привыкает к новым условиям, логопед внимательно наблюдает за поведением, речью, спонтанными высказываниями во время игры, общения с родителями.

На логопедическое обследование приходят дети с различным уровнем речевого развития. Соответственно, для детей с речью близкой к норме, и детей, имеющих в запасе всего несколько слов, применяются различные приёмы и методы.

Если дети почти ничего не говорят, педагог использует подобные задания:

  • Предложить, чтобы родители предложили малышу повторить за ними активно используемые ребёнком слова;
  • Потянуть гласные звуки и их сочетания: а-а-а (как девочка плачет), и-и-и (как комарик пищит), иа-иа (как ослик разговаривает);
  • Предложить назвать по картинкам слова из 1–2 слогов (дом, кот, сок, лу-на, ли-са);
  • Проверить может ли он произнести фразу в любой форме, пусть даже и несколько искажённой форме: дай ку-ку (дай куклу), чу пи (хочу пить).

Если дети произносят слова и могут говорить предложениями, для исследования речи предлагаются такие задания:

  • Предложить назвать, что делают дети на картинке;
  • Попросить ответить на вопросы по картинкам для того, чтобы определить изменяет ли ребёнок слова по падежам, родам и числам;
  • Попросить ответить, где лежит предмет, или откуда его достали (в столе, на столе, под столом, за столом, перед столом);
  • Предложить повторить за логопедом слова из 3-4-5-6 слогов (лопата, молоко, пирамидка, умывается, причёсывается);

Затем логопед проверяет, нет ли отклонений в строении губ, языка, нёба (короткая уздечка языка, высокое «готическое» нёбо, параличи мышц лица). Если не отмечено никаких серьёзных отклонений в речевом развитии, проверяется звукопроизношение отдельных звуков.

Если речь развита достаточно хорошо, и в ней имеются только мелкие недостатки, для ее исследования применяются такие задания:

  • Предложить детям составить описания картинок с простыми сюжетами, ответить на вопросы по их содержанию;
  • Составить рассказ по серии из 2–4 картинок, связанных одним сюжетом;
  • Предложить послушать короткий рассказ или сказку и пересказать их, ответить на вопросы по содержанию, выбрать из нескольких предметных картинок только те, которые относятся к содержанию произведения;

  • Предложить изменить глагол по лицам и временам (я иду, ты… идёшь, мы… идём, они… идут);
  • Подобрать уменьшительные формы к словам (палка – палочка, сумка – сумочка);
  • Назвать детёнышей животных, транспорт, посуду, мебель;
  • Подобрать слово, противоположное по смыслу (большой – …, твёрдый – …, чистый – …);
  • Предложить «сказать наоборот»: пришёл – ушёл, испачкал – почистил, сел – встал;

  • Проверить правильность звукопроизношения на картинном и стихотворном материале;

  • Определить, умеет ли ребёнок выделять отдельный звук из слова, определять его место в слове, называть последовательно звуки, придумывать слова с заданным звуком.

После проведения тестов, логопед анализирует результаты, сравнивает их соответствие возрастной норме, отмечает признаки речевого отклонения. После этого составляется заключение (справка логопеда), в котором указывается характер выявленных нарушений речевого развития или их отсутствие. Это заключение составляется по определённым критериям, являющихся общим для всех учреждений логопедической направленности.

Мы подробно консультируем вас по этапам развития речи, расскажем на что обращать внимание, проведём диагностику состояния речевых способностей ребёнка и выявим имеющиеся задержки развития. Наш опыт позволяет дифференцировать имеющиеся проблемы, подтвердив тот или иной диагноз, и назначить индивидуальный коррекционный курс занятий. Даже если вы не планируете заниматься с нами в дальнейшем, мы расскажем что нужно делать для правильного и гармоничного развития речи и как исправить имеющиеся проблемы своими силами.

2 000 руб.
Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Специалист