Дизорфография у школьников: что это такое, причины возникновения

18.08.2017

Дизорфография – это неумение применять на письме известные правила родного языка. При этом устная речь и интеллектуальные способности школьника могут быть на довольно высоком уровне. В отдельных случаях дизорфография является частью симптоматики такого сложного речевого нарушения, как общее недоразвитие речи.

Человеку, не умеющему грамотно излагать свои мысли на письме, сложно достичь успеха во многих отраслях профессиональной деятельности. Тем не менее, количество детей с подобной проблемой растёт из года в год. Ребёнок с дизорфографией может в одной письменной работе допустить до 80 ошибок. Мало того, свои ошибки он не видит и исправить не может, хотя правила может знать очень хорошо. Специалисты в этом случае говорят, что у школьника отсутствует орфографическая зоркость.

Суть проблемы и симптомы речевого нарушения

Специфические умения, помогающие овладеть правилами русского языка:

  • богатый словарный запас;
  • умение проводить морфологический анализ слов;
  • способность выбирать проверочные слова.

Основная возрастная категория детей, страдающих от дизорфографии, – ученики начальной и средней школы, хотя и в старших классах, эта речевая патология тоже встречается.

Кроме морфологии при дизорфографии страдает синтаксис – соблюдение правильной пунктуации на письме. Когда орфографические ошибки на письме приобретают стойкий характер, это ведёт к хронической неуспеваемости ребёнка по многим предметам.

Симптомы нарушения:

  • сложности в усвоении терминологии, неспособность понять и запомнить, что такое слово, звук, слог, предложение, глагол, прилагательное и т. д.;
  • зазубривание правил правописания без понимания их смысла;
  • неумение обобщать изученный материал, делать выводы, пересказать содержание;
  • неумение привести пример на только что изученное правило, применить его на письме;
  • подбор одинаково звучащего слова для проверки безударных гласных, а не родственного и однокоренного;
  • неумение выделить части слова: суффикс, корень, окончание, приставка;
  • нехватка или чрезмерное количество знаков препинания в предложениях.

ошибки дисграфииВ основе проявления дизорфографии лежит недоразвитие психических функций, отвечающих за формирование специфических умений, нужных для освоения письмом, грамотной письменной речью. Это связано с ослаблением здоровья ребёнка, последствиями минимальной мозговой дисфункции (ММД), полученной во внутриутробном, перинатальном периоде, в раннем детстве.

Другие причины неусвоения правил родного языка:

  • следствие общего недоразвития речи;
  • следствие фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФН);
  • нарушение неречевых психических функций (память, внимание, переключаемость с одного вида деятельности на другой, проблемы с синтезом и анализом);
  • сочетание изучения большого объёма материала с недостаточным темпом развития психических функций;
  • неумение осваивать учебный материал в быстром темпе, когда ошибки возникают в условиях дефицита времени и не возникают при работе в медленном темпе.

В отдельных случаях дизорфография возникает тогда, когда к её появлению, казалось бы, нет явных предпосылок. То есть, ребёнок умеет выделять звуки из слова, производить звукобуквенный анализ, различает сложные изображения, но допускает ошибки из-за неумения сконцентрировать внимание, запомнить и воспроизвести продиктованный учителем текст.

Виды дизорфографии

Существует несколько степеней речевой патологии. Они зависят от трудностей, преодолеваемых школьниками, от типа орфограмм, в которых они допускают наибольшее количество ошибок:

  1. Эта группа содержит ошибки в орфограммах высокой степени трудности – парная и двойная согласная, безударная гласная в корне, непроизносимая согласная.
  2. Во второй группе находятся орфограммы средней тяжести – непроверяемые слова, прописная буква в именах и отчествах, в названиях географических объектов.
  3. В третьей группе находятся лёгкие орфограммы – обозначение мягкости согласных на письме.

Способы коррекции нарушения

Обычно взрослые списывают плохую успеваемость ребёнка на лень и отсутствие прилежания, к специалистам родители обращаются слишком поздно.

Поскольку в основе речевого нарушения лежит недоразвитие психических процессов, лучше, когда коррекцией дефекта занимаются несколько специалистов:

  • логопед;
  • психолог.

С переходом в 3–4-й класс детям предлагаются более сложные виды деятельности по освоению родного языка (сочинение, изложение), поэтому количество ошибок у школьников с дизорфографией возрастает многократно, что приводит к падению успеваемости и низким оценкам в дневнике.

Для облегчения овладения орфографическими правилами детям предлагается система последовательных грамматических действий, каждое из которых закрепляется отдельно. Лишь после прочного усвоения одной операции переходят к следующему этапу. Педагог не ограничивается одним видом отработок, параллельно использует грамматические обобщения для создания стойкой системы родного языка.
Надежда Валерьевна Буйнова, детский логопед

Примеры упражнений, предлагаемых на занятиях логопедом:

  • подобрать прилагательные к существительному (птица домашняя, яркая, серая, быстрая, пугливая; море синее, спокойное, тёплое, солёное, бескрайнее);
  • подобрать существительные к глаголу (падает снег, листья, ваза, камень, мяч) и наоборот (созрел лимон, созрело яблоко, созрела слива, созрели фрукты);
  • найти все однокоренные слова на картинке (лес-лесник, лесовоз, лесополоса, лесной);
  • отгадать картинку и объяснить угаданное выражение («клевать носом»);
  • собрать предметы в пары, подобрать к ним обобщающее слово, задать вопрос (слон-зебра животные жарких стран, вопрос кто?);
  • объединить слова в словосочетания;
  • назвать предмет, зная его части, задать вопрос (клюв, лапки, крылья – птица (кто?);
  • назвать нужное существительное по аналогии (дядя и … тётя, сын и … дочь);
  • назвать место работы (повар — кухня, врач — больница) или необходимый инструмент (ножницы — парикмахер, кисть — маляр);
  • написать как можно больше слов с одинаковыми гласными, например, «О» (ворона, золото, хороший и др.);
  • зашифровать ударную гласную в слове схемами;
  • разложить картинки под символами рода (кот — мужской род, корова — женский, солнце — средний);
  • образовать из существительного прилагательное (кольцо из золота – золотое, но не золотистое, варенье из сливы - сливовое, а не сливное или сливочное).

Параллельно проводится работа по развитию памяти, внимания, мышления, воображения. Специалисты обучают детей навыкам самоконтроля, совершенствуют устную речь, умение действовать по определённому алгоритму.

На видео ниже представлен пример того, как это можно делать:

Советы родителям

Главное, что могут сделать для своего ребёнка родители — создать для него благоприятный психологический климат на время коррекционной работы. Школьник и так находится под прессом ситуации, и настроение у него зачастую не самое радужное, а тут ещё взрослые травмируют ребёнка, постоянно указывая ему на речевые ошибки.

Следствием этого может быть то, что ребёнок замкнётся, и вместо так необходимого ему общения речь замедлит своё развитие, не будет совершенствоваться и обогащаться, что приведёт к проблемам социальной адаптации в коллективе. Поэтому важно проявлять терпение и снисходительность для благополучного разрешения ситуации.

У ребёнка не получается усвоить правила русского языка, он не может определить, в каком месте нужно использовать известное ему правило. Как следствие, в тексте содержится огромное количество ошибок. Такие дети особенно нуждаются в помощи логопеда, без неё они быстро становятся неуспевающими по многим предметам. Наши специалисты помогут преодолеть и эту проблему.

Подробнее
Уважаемые родители! Мы проводим бесплатные консультации по речевому развитию детей. Следите за новостями!
Диагностика развития

Буйнова Надежда Валерьевна
детский логопед


Диагностика развития ребёнка занимает 60 минут и позволяет увидеть отклонения в развитии, что позволяет своевременно принять меры по их коррекции.

Вопрос родителям
С какого возраста нужно развивать ребёнка?