НАШИ ДЕТКИ
Детский логопед
Буйнова Надежда Валерьевна
+7 (812) 509-60-80
Пн–Сб: с 10:00 до 18:00
Заказать звонок
Санкт-Петербург, Лесной проспект 63, офис 211
Развитие по годам
  • Малыши до 1 года
  • Дети с 1 года до 3 лет
  • Дошкольники с 4 до 7 лет
Проблемы развития
  • Психическое развитие
  • Речевые проблемы
  • Физическое развитие
Методики
  • Методики развития
  • Советы родителям
Мои услуги
  • Развитие речи
  • Звукопроизношение
  • Чтение и письмо
  • Задержка развития речи
Контакты
Цены
    НАШИ ДЕТКИ
    • Мой кабинет
    • Развитие по годам
      • Назад
      • Развитие по годам
      • Малыши до 1 года
        • Назад
        • Малыши до 1 года
        • Как научить ребенка ходить самостоятельно
        • Помесячное развитие ребенка в первый год жизни по Комаровскому
        • Нормы физического развития ребенка по месяцам до года
        • Во сколько месяцев ребёнок должен переворачиваться со спины на живот
        • Во сколько ребенок начинает стоять самостоятельно, как ему помочь
        • Что должен уметь ребёнок в 11 месяцев: навыки мальчика и девочки
        • Что должен уметь ребенок в 10 месяцев: умственное и физическое развитие
        • Развитие ребёнка в 2 месяца: что должен уметь малыш
        • Развитие ребёнка в 3 месяца, нормы роста и веса
        • Развитие ребенка в 4 месяца: навыки, питание и режим малыша
        • Первые успехи малыша: развитие ребёнка в 5 месяцев
        • Развитие ребенка в 6 месяцев: умения, нормы роста и веса, питание
        • Развитие ребёнка в 7 месяцев: навыки, умения и питание
        • Развитие ребёнка в 8 месяцев: умения, питание, рост и вес
        • Что должен уметь ребёнок в 9 месяцев, нормы роста и веса, питание
        • Развитие ребёнка в 1 месяц: что должен уметь, питание, сон
        • В каком возрасте ребёнок начинает сидеть
        • Во сколько месяцев ребёнок начинает говорить АГУ
        • Во сколько месяцев ребёнок начинает держать голову
        • Во сколько месяцев дети начинают ползать
        • Развитие речи ребёнка с рождения до 1 года
        • Во сколько дети начинают говорить
      • Дети с 1 года до 3 лет
        • Назад
        • Дети с 1 года до 3 лет
        • В каком возрасте ребёнок начинает ходить
        • Почему малыш в год не говорит
        • Почему ребёнок в 2 года не разговаривает
        • Почему ребёнок в 3 года не разговаривает или плохо говорит
        • Почему ребёнок не говорит в 1,5 года
        • Развитие речи детей от 2 до 3 лет
        • Речевое развитие детей от 3 до 4 лет
        • Развитие речи малыша с 1 года до 2 лет
        • Почему ребёнок в 2,5 года не разговаривает
        • Почему ребёнок в 3,5 года не разговаривает
      • Дошкольники с 4 до 7 лет
        • Назад
        • Дошкольники с 4 до 7 лет
        • Почему ребёнок в 5 лет плохо говорит
        • Почему ребёнок плохо говорит в 4 года
        • Развитие речи детей от 6 до 7 лет
        • Развитие речи ребёнка с 4 до 5 лет
        • Речевое развитие детей с 5 до 6 лет
        • Что делать если ребёнок плохо говорит в 6 лет
    • Проблемы развития
      • Назад
      • Проблемы развития
      • Психическое развитие
        • Назад
        • Психическое развитие
        • Кто такой дефектолог, чем занимается с детьми и какие занятия проводит
        • Что делать при синдроме рассеянного внимания у детей
        • Симптомы гиперактивности у ребёнка, что делать родителям
      • Речевые проблемы
        • Назад
        • Речевые проблемы
        • С какого возраста нужен логопед ребёнку, когда лучше показать его впервые
        • Причины легастении у детей, симптомы нарушения, способы лечения
        • Симптомы алалии и способы лечения нарушения
        • Дислалия у детей и методы ее устранения
        • Что такое диспраксия, симптомы и методы коррекции
        • Симптомы дискалькулии у детей и способы коррекции нарушения
        • Что такое брадилалия, причины нарушения и методы лечения
        • Задержка психоречевого развития (ЗПР) у детей
        • Что такое афазия, виды нарушения речи и способы лечения
        • Что такое дислексия, виды, симптомы и методы коррекции с упражнениями
        • Логопедический массаж детям
        • Дизартрия и методы её лечения
        • Почему ребёнок путает буквы при чтении или письме
        • Причины возникновения ринолалии и способы лечения
        • Причины дисграфии у ребёнка и методы её коррекции
        • Дизорфография у школьников: что это такое, причины возникновения
      • Физическое развитие
        • Назад
        • Физическое развитие
        • Как проверить слух у ребёнка в домашних условиях
        • Лечебная гимнастика при плоскостопии и косолапости у детей
    • Методики
      • Назад
      • Методики
      • Методики развития
        • Назад
        • Методики развития
        • Тест Керна-Йирасека на готовность к обучению в школе
        • Определение готовности ребенка к школе по методике Л. А. Ясюковой
        • Школьный тест умственного развития (ШТУР)
      • Советы родителям
        • Назад
        • Советы родителям
        • Ребёнок отказывается ходить в школу: что делать, причины проблемы
        • Рассеянный и невнимательный ребёнок: советы родителям
        • Как воспитать в ребёнке лидерские качества и уверенность в себе
        • Почему у ребёнка плохая память и что с этим делать
        • Особенности развития ребёнка левши
    • Мои услуги
      • Назад
      • Мои услуги
      • Развитие речи
        • Назад
        • Развитие речи
        • Диагностика речевого развития
        • Речевая подготовка к школе
        • Справка логопеда
      • Звукопроизношение
        • Назад
        • Звукопроизношение
        • Коррекция дислалии
        • Коррекция дизартрии
        • Логопедический массаж
      • Чтение и письмо
        • Назад
        • Чтение и письмо
        • Коррекция дислексии
        • Коррекция дисграфии
        • Коррекция дизорфографии
      • Задержка развития речи
        • Назад
        • Задержка развития речи
        • Коррекция темповой задержки речи
        • Коррекция общего недоразвития речи
    • Контакты
    • Цены
    • +7 (812) 509-60-80
    Санкт-Петербург, Лесной проспект 63, офис 211
    [email protected]
    • Главная
    • Нарушения развития
    • Речевые проблемы

    Что такое диспраксия, симптомы и методы коррекции

    Что такое диспраксия, симптомы и методы коррекции
    Буйнова Надежда Валерьевна
    Детский логопед Буйнова Надежда Валерьевна
    Обновлено: 28 октября 2020 г.

    Проблема проявляется как нарушение двигательной функции и координации движений у детей с нормальным мышечным тонусом. Многие малыши в раннем детстве неуклюжи, но ребёнок с диспраксией сохраняет неловкость движений, даже становясь взрослым.

    Диспраксия – это расстройство двигательной функции и координации движений у ребёнка с нормальным мышечным тонусом. Отклонение связано с нарушением тактильных ощущений и планирования движений. Нередко патология проявляется с самого рождения, хотя родители не сразу это замечают. О том, что у малыша имеются проблемы с артикуляционной моторикой, чаще всего сообщает логопед после обследования ребёнка.

    Специалистам впервые стало известно о диспраксии в начале прошлого века. Первоначально её называли «синдром неуклюжего ребёнка», «сенсорная интеграция», «нарушение развития координации», «диспраксия развития». Важно не путать её с термином апраксия.

    Содержание статьи:

    1. Основные проявления
    2. Причины и симптомы детской диспраксии
    3. Способы самостоятельной диагностики
    4. Методы лечения
    5. Несколько упражнений от логопеда

    Основные проявления

    Различные степени диспраксии диагностируются у 3–6% детей, чаще у мальчиков. Многие малыши в раннем детстве неуклюжи, но ребёнок с диспраксией сохраняет неловкость движений, даже становясь взрослым. Малыши, у которых диагностировали это заболевание, затрудняются выполнять обыденные действия: у них возникают затруднения при разговоре, частые падения и спотыкания при ходьбе, им сложно поймать мяч в игре, держать равновесие при езде на велосипеде, написать или прочитать что-либо и т. д.

    Виды деятельности, в которых ребёнок с диспраксией испытывает проблемы:

    • речь – работа мышц артикуляционного аппарата не координируется, нарушено речевое дыхание;
    • письмо, рисование – сложность при удерживании ручки, кисточки, карандаша, медленное письмо, длительное осваивание простых движений;
    • чтение – сложно контролировать движения глаз, удерживать взгляд, что мешает следовать взглядом по строке;
    • выполнение основных движений при беге, ходьбе, прыжках, удерживание равновесия;
    • сложно запомнить и воспроизвести последовательность движений;
    • игры высокой и средней подвижности – дети не могут поймать и бросить мяч, удержать атрибуты для игры, воспользоваться ими.

    Хотя современная медицина, и в частности невропатология, постоянно осваивает инновационные методики предупреждения, лечения и профилактики нарушения, диспраксия у детей до сих пор являются недостаточно изученной проблемой.

    ребёнок держит голову

    Причины и симптомы детской диспраксии

    Это заболевание может быть как первичным, так и вторичным. В первом случае причины диспраксии не связаны с невропатологическими нарушениями, однако, их непросто определить без применения специальных методик. Во втором случае диспраксия является следствием черепно-мозговой травмы, ДЦП, других патологий нервной системы или входит в симптоматику синдрома Дауна, аутизма, синдрома Вильямса.

    Предположительные причины патологии:

    • Генетическая предрасположенность — мутации гена FOXP2.
    • Семейное наследование по прямой линии, от родителей.
    • Патологическое течение беременности – стрессовые ситуации, токсическое влияние лекарств, продуктов жизнедеятельности бактерий при вирусных инфекциях, окружающей среды, кислородное голодание плода.
    • Переношенная или недоношенная беременность.

    В основе патологии, по данным медицинских исследований, лежит не повреждение, а недоразвитие связей между нейронами. Вследствие этого нервный импульс, возникающий в коре головного мозга, не находит пути к двигательному аппарату.

    Симптомы патологии могут отличаться в зависимости от возраста ребёнка. В первый год жизни диспраксия проявляется в виде нарушений врождённых рефлексов:

    • нарушения сосательного рефлекса;
    • проблемы с фиксацией взгляда;
    • трудности с захватыванием ладонью предметов;
    • нарушения координации движений.

    В дошкольном возрасте наблюдается повышенная двигательная активность, плохое внимание, трудности с приёмом пищи и с удерживанием равновесия.

    Симптомы нарушения следующие:

    ребёнок ловит мяч
    • замедленное формирование умения есть и одеваться;
    • неловкость в движениях;
    • затруднения с определением ведущей руки;
    • частые падения и спотыкания во время ходьбы;
    • неумение ловить и бросать мячик, подпрыгивать, стоять на одной ноге, ездить на велосипеде;
    • трудности с освоением чтения и письма;
    • затруднения с ходьбой по прямой линии;
    • сложности с поиском ответа на простой вопрос, хотя ребёнок его знает;
    • проблемы с долговременной памятью, когда ребёнок забывает изученный накануне учебный материал;
    • неспособность удержать в памяти и выполнить сложную инструкцию;
    • затруднения с определением правой и левой стороны;
    • нарушения сна;
    • чувствительность к прикосновениям.

    Иногда патология проявляется лишь в старшем школьном возрасте. Обычно для этого необходим сильный эмоциональный раздражитель – чрезмерная учебная нагрузка, негативное отношение сверстников или учителей.

    У детей школьного возраста патология чаще всего проявляется в неспособности к овладению материалом. Особенно тяжело даются диктанты и списывания. Дети страдают от дисграфии, дискалькулии.

    Все эти симптомы накладывают отпечаток на психоэмоциональное состояние ребёнка. Он не в состоянии реализовать свой потенциал из-за того, что постоянно является мишенью для насмешек сверстников. Дети становятся тревожными, раздражительными, пассивными. Они отдаляются от сверстников, часто остаются в одиночестве.

    Способы самостоятельной диагностики

    Очень важно своевременно обратить внимание специалистов на эту проблему, потому что в дошкольном возрасте развитие движений и развитие психики тесно связаны друг с другом. Отставание в какой-то области влечёт за собой искажённое развитие других качеств личности. Важно прийти к порогу школьного обучения с максимальной компенсацией диспраксии.

    Существует простой способ первоначальной диагностики диспраксии, который можно провести в домашних условиях — прыжковый тест. Прыгать нужно на двух ногах в сопровождении счёта «один-два-три-четыре», меняя движения ног в определённой последовательности:

    1. один – ноги в стороны;
    2. два – ноги перекрещены (левая нога впереди правой);
    3. три – ноги в стороны;
    4. четыре — ноги перекрещены (правая нога впереди левой).

    Признаки неблагополучия:

    • ребёнок не может прыгать по предложенному взрослым образцу;
    • он не в состоянии соблюдать ритм, заданный счётом;
    • перекрещивая ноги, он разворачивает таз.

    Этот метод диагностики достаточно точен, может применяться начиная с 4–5 лет.

    Методы лечения

    Для коррекции диспраксии применяются современные инновационные методики с использованием кинезиотерапии:

    • метод стабилометрии с биоактивной связью;
    • динамическая коррекция с рефлекторонагрузочными устройствами «Гравистат», «Адели», «Гравитон»;
    • пассивная вестибулярная тренировка с использованием компьютерного стенда;
    • электростимуляция мышц;
    • компьютерный видеоанализ движений;
    • транскраниальная поляризация головного мозга.

    Одновременно с подобными методиками применяется фармакологическая терапия церебропротекторами ноотропного действия: Цитофлавин, Актовегин, Кортексин, Лецитин, Глицин, Семакс, Глиатилин.

    Высокоэффективны общетерапевтические мероприятия – лечебная физкультура, психолого-логопедическая коррекция. Большое внимание уделяется восстановлению функции равновесия и основных движений, для чего применяются подвижные и пальчиковые игры и элементы спортивных игр.

    При лечении вербальной диспраксии логопед выбирает для малыша специальную систему упражнений, одна часть которых направлена на развитие произношения звуков, а вторая — на восстановление артикуляции.

    • Первый вариант предполагает обучение ребёнка точной артикуляции фонем. Большое внимание уделяется звуковым схемам.
    • Суть второго варианта состоит в активной тренировке лицевых мышц, отвечающих за артикуляцию. В начале проведения терапии малыш подражает элементарным движениям губ, языка, описание которых облечено в сказочный сюжет («Сказка о весёлом язычке»). По окончании коррекции он должен самостоятельно воспроизводить последовательность нескольких движений.

    Детям с диспраксией рекомендуется участвовать в групповых занятиях гимнастикой. Они прекрасно развивают вестибулярный аппарат, и ребёнок приобретает контроль над своими движениями. Очень полезны игры с музыкальным сопровождением. Играя в них, дети будут чувствовать ритм, что позволяет улучшить контроль над движениями тела и координацию.

    Несколько упражнений от логопеда

    Игра – ведущая деятельность дошкольников, для детей с диспраксией она особенно важна. Игровая мотивация поможет достичь целей, которые в обычной жизни сложно осуществить. Именно в процессе игры со сверстниками могут проявиться и совершенствоваться многие способности малыша.

    Игры для развития координации движений:

    • «Чудесный мешочек» — сначала малыш знакомится с 5–7 предметами, потом достаёт их из небольшого мешочка, предварительно определив на ощупь предмет. Можно устроить соревнование на время между несколькими участниками.
    • «Верёвочка» — нарисовать при помощи скакалки или верёвочки предмет несложной формы (змею, ёлочку, домик, человечка).
    • «Гонки многоножек» — устроить соревнование по бегу между 2–3 участниками, где по столу бегают «двуногие или пятиногие многоножки» (кисти рук).
    • «Прижми палец» — играют 2 человека, сцепившиеся сомкнутыми пальцами правой или левой руки. Большой палец при этом поднят вверх. Задача – прижать палец соперника к кисти, за что присуждается 1 очко. Победителем становится тот, кто получит 10 очков.
    • «Самолётики» — бумажные самолётики соревнуются в дальности полёта.
    • «Ходим в шляпах» — дети соревнуются в продолжительности ходьбы с грузом, положенным на голову (мешочек с песком до 0,5 кг весом, книга, диск от пирамидки). После водружения «шляпы» на голову взрослый проверяет правильность осанки у ребёнка.
    • «Быстрые лошадки» — нужно намотать шнурок, к которому привязана игрушечная лошадка, на палочку. Чья лошадка быстрее «прискачет», тот и победитель гонки.
    • «Горячий мяч» — играют несколько человек, сидящих в кругу. Они передают друг другу мяч, при команде «стоп» тот, кто на этот момент окажется с мячом в руках, выходит из игры.

    Очень полезны занятия лепкой, аппликацией, рисованием, моделированием, шитьём, черчением, трудотерапией, включающей в себя работу по дому. Выполнение бытовых дел совместно с родителями вызывает у ребёнка положительные эмоции и позволяет ему улучшать свои двигательные способности.

    Если родители заняли правильную позицию по отношению к малышу с диспраксией, тесно взаимодействуют со специалистами и всячески способствуют его развитию, то спустя некоторое время наступит заметное улучшение. К сожалению, в большинстве случаев признаки заболевания окончательно устранить не удастся.

    Правильная стратегия родительского поведения:

    • поощрять любые занятия детей, помогающие им освоить нужные навыки;
    • усложнять выполняемые задания;
    • ставить достижимые цели и предлагать пути их достижения;
    • на ранних этапах коррекции не навязывать задания, предложить выполнить то, что хочется ребёнку;
    • поддерживать тесный контакт с педагогами и другими специалистами, работающими с малышом;
    • отмечать любые попытки достижения целей, независимо от результата;
    • соблюдать режим дня и размеренный темп жизни;
    • не торопить малыша при выполнении заданий, запастись терпением.

    Теперь, когда вы знаете, что такое диспраксия, запомните — для детей с этим нарушением очень важно организовать комфортный психологический климат. Ни в коем случае нельзя их ругать, особенно по пустякам. Даже если что-то не выходит, их все равно надо поощрять и хвалить за небольшие достижения и делать на этом акцент.

    Что такое диспраксия, симптомы и методы коррекции
    Что такое диспраксия, симптомы и методы коррекции Ссылка на основную публикацию
    Что такое диспраксия, симптомы и методы коррекции
    OURKIDS.RU
    Поделиться




    Буйнова Надежда Валерьевна
    Буйнова Надежда Валерьевна
    Детский логопед

    Специалист высшей квалификации. С 1998 года занимаюсь диагностикой и коррекцией речевых нарушений у детей возраста с 2 до 17 лет.


    [email protected]
    +7 (812) 509-60-80
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...

    Назад к списку Следующая статья
    Категории
    • Психическое развитие3
    • Речевые проблемы16
    • Физическое развитие2
    Это интересно
    • С какого возраста нужен логопед ребёнку, когда лучше показать его впервые
      10 апреля 2019
    • Причины легастении у детей, симптомы нарушения, способы лечения
      4 марта 2019
    • Что такое дислексия, виды, симптомы и методы коррекции с упражнениями
      5 мая 2018
    • Дислалия у детей и методы ее устранения
      15 октября 2017
    • Симптомы алалии и способы лечения нарушения
      15 октября 2017
    • Симптомы дискалькулии у детей и способы коррекции нарушения
      6 сентября 2017
    • Что такое брадилалия, причины нарушения и методы лечения
      2 сентября 2017
    • Задержка психоречевого развития (ЗПР) у детей
      31 августа 2017
    • Что такое афазия, виды нарушения речи и способы лечения
      30 августа 2017
    • Дизорфография у школьников: что это такое, причины возникновения
      18 августа 2017
    Команда сайта
    Команда сайта Специалисты с опытом работы от 7 до 30 лет
    Оптимальный выбор
    Оптимальный выбор Читайте сайт и занимайтесь с ребёнком самостоятельно
    Популярная услуга
    Акция
    Диагностика речевого развития
    Диагностика речевого развития
    Актуально
    4 000 руб.
    5 000 руб.
    Подробнее
    Подробнее
    О проекте
    Команда сайта
    Контакты
    Проблемы развития
    Психическое развитие
    Речевые проблемы
    Физическое развитие
    Дисграфия
    Диспраксия
    Услуги
    Развитие речи
    Звукопроизношение
    Чтение и письмо
    Задержка развития речи
    Развитие ребёнка
    Малыши до 1 года
    Дети с 1 года до 3 лет
    Дошкольники с 4 до 7 лет
    Наши контакты

    +7 (812) 509-60-80
    Пн–Сб: с 10:00 до 18:00
    Санкт-Петербург, Лесной проспект 63, офис 211
    [email protected]
    © 2017-2022 OURKIDS®. Неимущественные и исключительные права в отношении материалов сайта защищены в соотвествии с положениями 4 части Гражданского Кодекса Российской Федерации. Использование материалов сайта разрешено только с согласия правообладателя.
    Услуги оказывает ИП Буйнова, ОГРНИП 317784700066202
    При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, вам необходимо соответствующим образом установить настройки своего браузера или не использовать сайт.
    Условия пользования сайтом | Пользовательское соглашение