Размер шрифта
Цвет фона и шрифта
Изображения
Озвучивание текста
Обычная версия сайта
ourkids
Детский логопед
Надежда Буйнова
+7 812 509-60-80
+7 812 509-60-80Детский логопед
Заказать звонок
E-mail
logoped@ourkids.ru
Адрес
г. Санкт-Петербург, Лесной проспект 63
Режим работы
Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
Записать ребёнка
  • Вопрос-ответ
  • Акции
  • ...
    +7 812 509-60-80
    +7 812 509-60-80Детский логопед
    Заказать звонок
    E-mail
    logoped@ourkids.ru
    Адрес
    г. Санкт-Петербург, Лесной проспект 63
    Режим работы
    Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
    ourkids
    Детский логопед
    Надежда Буйнова
    Обо мне
    • Отзывы
    • История
    • Документы
    • Реквизиты
    • Бренды
    Услуги
    • Развитие речи
      Развитие речи
    • Чтение и письмо
      Чтение и письмо
    • Звукопроизношение
      Звукопроизношение
    • Задержка развития речи
      Задержка развития речи
    Отзывы
    Цены
    • Диагностика развития речи
    • Занятия с логопедом
    Блог
    Контакты
      "/>
      Записать ребёнка
      ourkids
      +7 812 509-60-80Детский логопед
      Заказать звонок
      E-mail
      logoped@ourkids.ru
      Адрес
      г. Санкт-Петербург, Лесной проспект 63
      Режим работы
      Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
      Записать ребёнка
      ourkids
      Телефоны
      +7 812 509-60-80 Детский логопед
      Заказать звонок
      ourkids
      Записать ребёнка
      • +7 812 509-60-80 Детский логопед
        • Телефоны
        • +7 812 509-60-80 Детский логопед
        • Заказать звонок
      • г. Санкт-Петербург, Лесной проспект 63
      • logoped@ourkids.ru
      • Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
      Детский логопед
      —
      Блог
      —
      Развитие речи

      Почему ребёнок плохо говорит в 4 года

      Почему ребёнок плохо говорит в 4 года
      Надежда Буйнова
      22 августа 2022

      Если в четыре года малыш не говорит или выражается настолько непонятно, что его понимает только мама, нужно выяснять причину отставания развития и предпринимать меры по его устранению.

      В 4 года речь дошкольника в норме достигает пика своей активности с момента произнесения первого слова. Недаром четырёхлеток называют «почемучками» – они постоянно и назойливо задают вопросы, рассуждают, используя иногда собственную логику, придумывая свои слова, активно общаются со сверстниками и взрослыми.

      Отсутствие речи в 4 года не только сигнализирует о неполадках в работе центральной нервной системы, но и может стать причиной задержки психического развития.

      Содержание статьи:

      1. Норма развития речи в 4 года
      2. Признаки задержки речевого развития
      3. Причины речевой задержки в четыре года
      4. Как помочь 4-летнему ребёнку заговорить

      Норма развития речи в 4 года

      В этом возрасте начинают проявляться различия в речевых умениях детей. Один ребёнок чётко произносит почти все звуки родного языка, бойко декламирует множество стихотворений, пересказывает сказки, умело пользуясь интонацией, а другой ещё не освоил ни шипящие, ни сонорные согласные и затрудняется с ответом на простые вопросы.

      Тем не менее и в том, и в другом случае — это варианты нормы. Такой разброс в развитии речи детей с одинаковыми возможностями – влияние семьи и пребывания в детском коллективе.

      Признаки нормального развития речи ребёнка четырёх лет:

      • Он чётко излагает свои мысли, имея в активном словаре до 2500 слов. Заметно, что его речь стала точнее и богаче, по сравнению с речью между 3 и 4 годами.
      • Может назвать основные признаки и свойства предметов, пользуясь для этого прилагательными, отражает в речи связи между явлениями.
      • Малыш становится более внимательным, может дослушать до конца ответ взрослого на свои вопросы, непрерывным потоком льющиеся из детских уст.
      • Высказывания четырёхлетнего ребёнка состоят из простых распространённых предложений, но он может употреблять и сложные конструкции.
      • Он способен на короткий монолог, например, рассказывая родителям о том, что с ним произошло в детском саду за день, пересказать небольшой текст, прочитанную сказку.
      • Грамматическое оформление высказываний может быть неидеальным – слова не согласованы между собой по родам и числам, глаголы изменяются неправильно, сложность в согласовании числительных с именами существительными и т. д.
      • Наступил период рифмования слов и создания собственных «стихов». Эти наивные рифмованные 2–4-стишия забавляют детей и развивают у них чувство мелодики родной речи.
      • Артикуляция шипящих (ш, ж, щ), аффрикат (ц, ч) должна быть правильной, а вот сонорных звуков (л, р) может быть пока несовершенной. Ребёнок 4 лет уже способен выделить звук из слова.
      • В речи детей 4 лет часто встречается неправильно поставленное ударение, пропуск и перестановка слогов в многосложных словах (температура – пиринтура, типантура, электричество – лепестричество).
      Дети с нормально развивающейся речью активно общаются и играют со знакомыми и незнакомыми людьми по собственной инициативе.

      Признаки задержки речевого развития

      Структура речевых дефектов в этом возрасте разнообразна, практически нет двух одинаковых случаев задержки речи. Если ребёнок молчит в 4 года – это повод для срочного обследования малыша у психоневролога, невропатолога, отоларинголога, дефектолога и логопеда. Дети могут не говорить совсем, или говорить неразборчиво и невнятно.

      Тревожные признаки отставания в речевом развитии ребёнка 4 лет:

      • Его речь мало кому понятна и представляет собой набор звукоподражаний, обрывков лепетных слов, отдельных слогов и междометий (ах, бух, ой).
      • Он не стремится общаться ни с кем, даже с родными людьми.
      • С трудом повторяет за родителями слова и короткие фразы, или отворачивается либо уходит.
      • Не может понять простую просьбу или инструкцию из двух частей (сначала принеси мне яблоко, а потом тарелку).
      • Вместо предложения произносит отдельные слова, или в его предложениях отмечается большое количество аграмматизмов.

      Нарушения речи откладывают отпечаток на поведение ребёнка: он часто замкнут, капризен, неусидчив, не стремится общаться с другими детьми. Внимание, память и мышление – эти главные помощники в познании окружающего мира, развиты недостаточно.

      Нарушается интеллектуальное развитие, ведь для ребёнка по сути не существует предмета или явления, которые он не может назвать.

      Причины речевой задержки в четыре года

      Существует немало причин того, что ребёнок в 4 года плохо говорит или вовсе не говорит. Если у него сохранный слух и интеллект, значит, в основе дефекта лежит недостаточность центральной нервной системы, а, точнее, головного мозга. Существует и обратная связь, когда недоразвитие речи тормозит психическое и интеллектуальное развитие малыша.

      Возможные причины задержки развития речи в 4 года:

      • Соматические и инфекционные заболевания, перенесённые матерью во время беременности;
      • Родовая травма, внутриутробное кислородное голодание или асфиксия в родах, оставившая без кислорода головной мозг;
      • Запаздывающее созревание мозговых структур;
      • Черепно-мозговые травмы и нейроинфекции, перенесённые в раннем детстве;
      • Генетические и хромосомные патологии (синдром Дауна, синдром Эдвардса);
      • Педагогическая запущенность, недостаток внимания к ребёнку;
      • Стресс или сильное нервное потрясение, остановившее развитие речи, если оно произошло в период её становления;
      • Заболевания слухового аппарата, отсутствие или снижение слуха (как проверить слух ребёнка).

      Как помочь 4-летнему ребёнку заговорить

      Коррекция недоразвития речи в этом возрасте в большинстве случаев сопряжена с большими трудностями. Нельзя терять драгоценное время, нужно как можно скорее получить квалифицированную помощь.

      Педиатр назначит терапию дисфункции речевых зон мозга, стимуляцию мозгового кровообращения. Возможно, дополнит её физиопроцедурами: магнитотерапией, лазеротерапией, электрорефлексотерапией.

      Основная нагрузка по развитию детской речи ложится на плечи логопеда, учителя-дефектолога и родителей ребёнка. Хорошо помогает логопедический массаж – система возбуждающих и успокаивающих массажных приёмов, направленных на стимуляцию артикуляционной моторики и её связей с речевыми зонами мозга. Простые упражнения могут выучить родители ребёнка и выполнять их самостоятельно.

      Если приходится вызывать отдельные звуки, я рекомендую применять систему обозначений для каждой фонемы, выражаемую движениями рук:

      • а-а-а – хлопки перед грудью;
      • о-о-о – хлопки вытянутыми руками;
      • ы-ы-ы – над головой;
      • у-у-у – по плечам;
      • я-я-я – грозим пальчиком;
      • е-е-е – пальчик движется вправо-влево;
      • ю-ю-ю – соединяем и разъединяем колечко из большого и указательного пальчика.

      Когда все позиции освоены, начинаем присоединять согласные звуки, сопровождая их заученными движениями: ма-ма-ма, мо-мо-мо, мя-мя-мя и т. д. Детям очень нравятся такие упражнения, они охотно их выполняют. Так вы быстрее разговорите своего ребёнка.

      Логоритмика появилась в логопедической практике сравнительно недавно, но с успехом применяется. Это сочетание музыки, движений и простых рифмованных строчек. Подражая животным и героям сказок, дети непроизвольно развивают речь.

      Артикуляционная гимнастика, предложенная в форме приключений весёлого язычка, машинки или животного поможет быстро освоить движения гортани, губ, языка, твёрдого нёба. Для развития мелкой моторики используют весёлые пальчиковые игры. Детям никогда не надоедает в них играть, а во время игры непроизвольно развивается речевая активность, усваивается мелодика родной речи.

      Если у ребёнка 4 лет отсутствует речь, нужно проводить комплексное воздействие с участием медиков и коррекционных педагогов. Но самое большое место в этой работе отводится именно родителям.

      Рекомендую прочитать
      Развитие речи
      05 сентября 2022
      Почему ребёнок в 3,5 года не разговаривает
      Если ребёнок 3,5 лет плохо говорит, надо перестать надеяться, что малыш сам догонит норму речевого развития. Необходимо помогать ему в развитии речи.
      Развитие речи
      25 августа 2022
      Развитие речи ребёнка с 4 до 5 лет
      Развитие речи ребёнка с 4 до 5 лет сильно зависит от уровня семейного воспитания, и от качества образования, которое дети получают в дошкольном учреждении.
      Автор статьи
      Детский логопед
      Надежда Буйнова
      Написать сообщение
      Телефон
      +7 (812) 509-60-80
      E-mail
      logoped@ourkids.ru

      Логопед высшей квалификации. С 1999 года занимаюсь диагностикой и коррекцией речевых нарушений у детей возраста с 2,5 до 17 лет.

      Остались вопросы?

      Если после прочтения статьи у вас остались вопросы, задайте их в личном сообщении, воспользовавшись кнопочкой выше.

      Обратите внимание: я не ставлю диагнозы не видя ребёнка! Для лечения заболевания мы обращаемся к врачу, сдаём анализы. Аналогично логопеду необходимо провести речевую диагностику, которая показывает состояние речи и выявляет имеющиеся нарушения развития.

      Назад к списку
      • Детское развитие 10
      • Методики 3
      • Развитие речи 31
      Обо мне
      Отзывы
      История
      Документы
      Реквизиты
      Бренды
      Услуги
      Развитие речи
      Чтение и письмо
      Звукопроизношение
      Задержка развития речи
      Цены
      Диагностика развития речи
      Занятия с логопедом
      Контакты
      Вопрос-ответ
      Акции
      Блог
      +7 812 509-60-80
      +7 812 509-60-80Детский логопед
      Заказать звонок
      E-mail
      logoped@ourkids.ru
      Адрес
      г. Санкт-Петербург, Лесной проспект 63
      Режим работы
      Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
      Заказать звонок
      logoped@ourkids.ru
      г. Санкт-Петербург, Лесной проспект 63
      © 2017-2023 · ИП Буйнова Н. В. · ИНН 781300396002 · OURKIDS ®
      Пользовательское соглашение