Размер шрифта
Цвет фона и шрифта
Изображения
Озвучивание текста
Обычная версия сайта
ourkids
Детский логопед
Надежда Буйнова
+7 812 509-60-80
+7 812 509-60-80 Детский логопед
E-mail
logoped@ourkids.ru
Адрес
г. Санкт-Петербург, Кантемировская улица, 12
Режим работы
Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
ourkids
Детский логопед
Надежда Буйнова
  • Вопрос-ответ
  • Акции
  • ...
    +7 812 509-60-80
    +7 812 509-60-80 Детский логопед
    E-mail
    logoped@ourkids.ru
    Адрес
    г. Санкт-Петербург, Кантемировская улица, 12
    Режим работы
    Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
    Обо мне
    • Отзывы
    • История
    • Документы
    • Реквизиты
    • Бренды
    Услуги
    • Развитие речи
      Развитие речи
    • Чтение и письмо
      Чтение и письмо
    • Звукопроизношение
      Звукопроизношение
    • Задержка развития речи
      Задержка развития речи
    Отзывы
    Цены
    • Диагностика развития речи
    • Занятия с логопедом
    Блог
    Контакты
      ourkids
      +7 812 509-60-80 Детский логопед
      E-mail
      logoped@ourkids.ru
      Адрес
      г. Санкт-Петербург, Кантемировская улица, 12
      Режим работы
      Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
      ourkids
      Телефоны
      +7 812 509-60-80 Детский логопед
      E-mail
      logoped@ourkids.ru
      Адрес
      г. Санкт-Петербург, Кантемировская улица, 12
      Режим работы
      Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
      ourkids
      • +7 812 509-60-80 Детский логопед
        • Телефоны
        • +7 812 509-60-80 Детский логопед
      • г. Санкт-Петербург, Кантемировская улица, 12
      • logoped@ourkids.ru
      • Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
      Детский логопед
      —
      Блог
      —
      Развитие речи

      Почему ребёнок в 3,5 года не разговаривает

      Почему ребёнок в 3,5 года не разговаривает
      Надежда Буйнова
      05 сентября 2022
      Если ребёнок 3,5 лет плохо говорит, надо перестать надеяться, что малыш сам догонит норму речевого развития. Необходимо помогать ему в развитии речи.

      Тот факт, что ребёнок в 3,5 года не разговаривает или общается хуже своих сверстников, настораживает большинство родителей. Если раньше они надеялись, что малыш догонит остальных детей в речевом развитии, и у него просто замедленный темп формирования речевых умений, то теперь становится понятно, что имеется серьёзная проблема.

      Считается, что позднее появление слов (после 3–4 лет) характерно для детей с речевым негативизмом, сложными нарушениями слуха, интеллектуального развития или психических процессов. В этом случае ребёнок может кричать и не говорить.

      Содержание статьи:

      1. Нормы развития речи в 3 года и 5 месяцев
      2. Причины задержки речевого развития в этом возрасте
      3. Возможные нарушения речи
      4. Как проявляется задержка у детей с сохранным интеллектом
      5. Как помочь 3,5-летнему ребёнку с задержкой речи

      Нормы развития речи в 3 года и 5 месяцев

      Внимательные родители всегда обращают пристальное внимание на значимые детали речи своего малыша. Ребёнок трёх с половиной лет уже имеет приличный словарь, состоящий из 300–800 слов. Он употребляет все части речи родного языка: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, местоимения, числительные, союзы, частицы и предлоги. Когда малыш играет, занимается продуктивной деятельностью, манипулирует с предметами своего окружения, он проговаривает то, что делает.

      Речь малыша четвёртого года жизни – необходимое условие для общения со взрослыми и сверстниками. Он почти не пользуется мимикой или указательным жестом, предпочитая сказать, чем показать, активно добиваясь своего при помощи слов. Ребёнку по силам даже выполнение многоступенчатых просьб взрослых: «Сначала сделай то, а потом это», «Сначала сходи туда, а потом принеси это» и т. д.

      Дети в 3,5 года охотно слушают, как им читают, внимательно рассматривая красочные иллюстрации к детским книжкам. Они могут слушать полюбившуюся им сказку по несколько раз, повторяя наиболее выразительные обороты и фразы.

      Нормально развивающимся малышам в 3 года и 5 месяцев доступно не только повторение за взрослыми, они активно занимаются собственным словотворчеством. Дети придумывают свои слова, бессознательно пользуясь законами родной речи. Этот процесс с любовью описан Корнеем Чуковским в книге «От двух до пяти».

      Если в возрасте 3 лет наблюдается полное отсутствие речи, то у ребёнка серьёзные проблемы — срочно посетите невролога!
      

      Причины задержки речевого развития в этом возрасте

      В основе практически всех случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период новорождённости или в раннем детстве.

      Причины недоразвития речи:

      • Токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка;
      • Несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
      • Родовая травма;
      • Асфиксия в родах;
      • Имеются нарушения или отсутствие слуха;
      • Нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
      • Наследственная предрасположенность;
      • Органическое недоразвитие ЦНС;
      • Педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
      • Неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало разговаривают.

      Сложнее всего прогнозировать успешность коррекционной работы с ребёнком, имеющим поражение головного мозга. Эти причины дают наиболее тяжёлые формы отставания речевого развития.

      Возможные нарушения речи

      Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд, выглядят одинаково – они не могут произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом. Однако неговорящие дети имеют совершенно разные нарушения:

      • Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за речевое развитие, ещё не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение внутриутробного периода.
      • Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на формирование собственных высказываний.
      • Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко.
      • Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух ребёнка развиты нормально.
      • Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4–5 лет можно надеяться, что у ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо медленнее.
      • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности освоения чтения и письма.

      Как проявляется задержка у детей с сохранным интеллектом

      Нередко в практике коррекционных педагогов, занимающихся восстановлением речевой функции, встречаются случаи, когда ребёнок четвёртого года жизни имеет нормальный слух и интеллект, но не говорит или делает это хуже сверстников. В то же время у такого малыша полностью нарушены все компоненты системы родного языка: фонематика, фонетика, грамматика и лексика.

      Признаки общего недоразвития речи:

      • Ребёнок понимает, всё, что ему говорят, но свои мысли озвучить не может;
      • Его слова малопонятны, похожи на речь иностранца;
      • Оперирует лепетными словами (кика, ляля, би-би);
      • Не может повторить простейшие артикуляционные позиции, не понимает, как это сделать («улыбка», «трубочка», «лопаточка»), приходится помогать ему руками;
      • Не употребляет фразы даже из двух слов, использует в речи только отдельные слова;
      • Неправильно произносит даже звуки раннего онтогенеза, легко осваиваемые детьми раннего возраста (м, н, п, д, к, г, ф, б, в);
      • Словарь очень беден и медленно пополняется новыми словами.
      Почти у всех детей 3,5 лет речевые нарушения сопровождаются нарушениями мелкой и крупной моторики. Эти малыши неловки, им непросто совершать тонкие движения двумя пальчиками, играя с мелкими игрушками. Они не любят рисовать, потому что не могут регулировать силу нажима на карандаш, кисточку, мелок.
      

      Чтобы отличить сложное нарушение речи от гораздо более лёгкой в плане коррекции темповой задержки, нужно провести диагностику развития речи у логопеда и начать с ребёнком коррекционные занятия.

      Как помочь 3,5-летнему ребёнку с задержкой речи

      Прежде всего, следует получить консультацию детского психоневролога, психолога, отоларинголога. Встречаются случаи, когда родители замечают, что у ребёнка снижен слух лишь в возрасте 4–5 лет. Развитие речи из-за этого нарушается, ведь малыш слышит звуки, слов и фразы искажённо, тогда как своевременно поставленный слуховой аппарат смог бы решить проблему.

      После медицинского обследования можно начинать работу с логопедом и дефектологом. Коррекционная работа специалистов должна подкрепляться усилиями родителей. Важно не «спугнуть» малыша, настойчиво теребя его требованиями «скажи», «повтори». Специалисты заинтересовывают ребёнка, включая в занятия разнообразные игры.

      Направления работы:

      • Развитие понимания речи – малыша просят выполнить инструкцию (покажи ушки, дай ручку).
      • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций – прячут игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка, приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото близких людей с комментариями и вопросами.
      • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики – здесь отлично подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
      • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы – отбиваем ритм рукой, детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
      • Развитие сенсорных умений – здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение цвета, размера, формы предметов.
      • Развитие словаря – показывание и называние предметов и явлений окружающего мира, проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
      • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой, В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и комментированием иллюстраций.

      Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и чтением.

      Рекомендую прочитать
      Развитие речи
      25 августа 2022
      Речевое развитие детей от 3 до 4 лет
      В три года дети начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и явлениях. Задержка развития речи в этом возрасте затрагивает все стороны речи.
      Развитие речи
      04 сентября 2022
      С какого возраста нужен логопед, когда показать ребёнка впервые
      В каком возрасте нужно показать ребёнка логопеду. Как самостоятельно определить необходимость визита, основные поводы обращения к специалисту.
      Автор статьи
      Детский логопед
      Надежда Буйнова
      Написать сообщение
      Телефон
      +7 (812) 509-60-80
      E-mail
      logoped@ourkids.ru

      Логопед высшей квалификации. С 1999 года занимаюсь диагностикой и коррекцией речевых нарушений у детей возраста с 2,5 до 17 лет.

      Остались вопросы?

      Если после прочтения статьи у вас остались вопросы, задайте их в личном сообщении, воспользовавшись кнопкой выше.

      Обратите внимание: я не ставлю диагнозы не видя ребёнка! Для лечения заболевания мы обращаемся к врачу, сдаём анализы. Аналогично логопеду необходимо провести речевую диагностику, которая показывает состояние речи и выявляет имеющиеся нарушения развития.

      Назад к списку
      • Детское развитие 10
      • Методики 3
      • Развитие речи 31
      Обо мне
      Отзывы
      История
      Документы
      Реквизиты
      Бренды
      Услуги
      Развитие речи
      Чтение и письмо
      Звукопроизношение
      Задержка развития речи
      Цены
      Диагностика развития речи
      Занятия с логопедом
      Контакты
      Вопрос-ответ
      Акции
      Блог
      +7 812 509-60-80
      +7 812 509-60-80 Детский логопед
      E-mail
      logoped@ourkids.ru
      Адрес
      г. Санкт-Петербург, Кантемировская улица, 12
      Режим работы
      Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
      logoped@ourkids.ru
      г. Санкт-Петербург, Кантемировская улица, 12
      © 2017-2025 · ИП Буйнова Н. В. · ИНН 781300396002 · OURKIDS ®
      Пользовательское соглашение