При дизорфографии у детей не получается усвоить правила орфографии или применять их при письме. При этом устная речь и интеллект не нарушены.
Дизорфография – это неумение применять на письме известные правила родного языка. При этом устная речь и интеллектуальные способности школьника могут быть на высоком уровне. В отдельных случаях дизорфография является частью симптоматики такого сложного речевого нарушения, как общее недоразвитие речи.
Ребёнок с дизорфографией может в одной письменной работе допустить множество ошибок. Мало того, свои ошибки он не видит и исправить не может, хотя правила может знать очень хорошо. В этом случае говорят, что у школьника отсутствует орфографическая зоркость.
Содержание статьи:
Симптомы дизорфографии
В основе проявления дизорфографии лежит недоразвитие психических функций, отвечающих за формирование специфических умений, нужных для освоения письмом, грамотной письменной речью. Это связано с ослаблением здоровья ребёнка, последствиями минимальной мозговой дисфункции (ММД), полученной во внутриутробном, перинатальном периоде, в раннем детстве.
В отдельных случаях дизорфография возникает когда к её появлению, казалось бы, нет явных предпосылок. То есть, ребёнок умеет выделять звуки из слова, производить звукобуквенный анализ, различает сложные изображения, но допускает ошибки из-за неумения сконцентрировать внимание, запомнить и воспроизвести продиктованный учителем текст.
Симптомы дизорфографии:
- Сложности в усвоении терминологии, неспособность понять и запомнить, что такое слово, звук, слог, предложение, глагол, прилагательное и т. д.;
- Зазубривание правил правописания без понимания их смысла;
- Неумение обобщать изученный материал, делать выводы, пересказать содержание;
- Неумение привести пример на только что изученное правило, применить его на письме;
- Подбор одинаково звучащего слова для проверки безударных гласных, а не родственного и однокоренного;
- Неумение выделить части слова: суффикс, корень, окончание, приставка;
- Нехватка или чрезмерное количество знаков препинания в предложениях.
Основная возрастная категория детей, страдающих от дизорфографии – ученики начальной и средней школы, хотя в старших классах это речевое нарушение тоже встречается.
Кроме морфологии при дизорфографии страдает синтаксис – соблюдение правильной пунктуации на письме. Когда орфографические ошибки на письме приобретают стойкий характер, это ведёт к хронической неуспеваемости ребёнка по многим предметам.
Виды дизорфографии
Существует несколько степеней этого нарушения речи. Они зависят от трудностей, преодолеваемых школьниками, от типа орфограмм, в которых они допускают наибольшее количество ошибок.
Виды дизорфографии по группам:
- Первая группа содержит ошибки в орфограммах высокой степени трудности – парная и двойная согласная, безударная гласная в корне, непроизносимая согласная.
- Во второй группе находятся орфограммы средней тяжести – непроверяемые слова, прописная буква в именах и отчествах, в названиях географических объектов.
- В третьей группе находятся лёгкие орфограммы – обозначение мягкости согласных на письме.
Способы коррекции нарушения
Обычно взрослые списывают плохую успеваемость ребёнка на лень и отсутствие прилежания, к специалистам родители обращаются слишком поздно. Поскольку в основе речевого нарушения лежит недоразвитие психических процессов, лучше, когда коррекцией дефекта занимаются логопед и детский психолог.
С переходом в 3-й или 4-й класс детям предлагаются более сложные виды деятельности по освоению родного языка (сочинение, изложение), поэтому количество ошибок у школьников с дизорфографией возрастает многократно, что приводит к падению успеваемости и низким оценкам в дневнике.
Для облегчения овладения орфографическими правилами детям предлагается система последовательных грамматических действий, каждое из которых закрепляется отдельно. Лишь после прочного усвоения одной операции переходят к следующему этапу. Логопед не ограничивается одним видом заданий, параллельно использую грамматические обобщения для создания стойкой системы родного языка.
Примеры логопедических упражнений для занятий:
- Подобрать прилагательные к существительному (птица домашняя, яркая, серая, быстрая, пугливая; море синее, спокойное, тёплое, солёное, бескрайнее);
- Подобрать существительные к глаголу (падает снег, листья, ваза, камень, мяч) и наоборот (созрел лимон, созрело яблоко, созрела слива, созрели фрукты);
- Найти все однокоренные слова на картинке (лес-лесник, лесовоз, лесополоса, лесной);
- Отгадать картинку и объяснить угаданное выражение («клевать носом»);
- Собрать предметы в пары, подобрать к ним обобщающее слово, задать вопрос (слон-зебра животные жарких стран, вопрос кто?);
- Объединить слова в словосочетания;
- Назвать предмет, зная его части, задать вопрос (клюв, лапки, крылья – птица (кто?);
- Назвать нужное существительное по аналогии (дядя и … тётя, сын и … дочь);
- Назвать место работы (повар — кухня, врач — больница) или необходимый инструмент (ножницы — парикмахер, кисть — маляр);
- Написать как можно больше слов с одинаковыми гласными, например, «О» (ворона, золото, хороший и др.);
- Зашифровать ударную гласную в слове схемами;
- Разложить картинки под символами рода (кот — мужской род, корова — женский, солнце — средний);
- Образовать из существительного прилагательное (кольцо из золота – золотое, но не золотистое, варенье из сливы - сливовое, а не сливное или сливочное).
Параллельно проводится работа по развитию памяти, внимания, мышления, воображения. Специалисты обучают детей навыкам самоконтроля, совершенствуют устную речь, умение действовать по определённому алгоритму.
Главное, что могут сделать для своего ребёнка родители — создать для него благоприятный психологический климат на время коррекционной работы логопеда. Школьник и так находится под прессом ситуации, и настроение у него зачастую не самое радужное, а тут ещё взрослые указывают ему на речевые ошибки.
Следствием этого может быть то, что ребёнок замкнётся, и вместо так необходимого ему общения речь замедлит своё развитие, не будет совершенствоваться и обогащаться, что приведёт к проблемам социальной адаптации в коллективе. Поэтому важно проявлять терпение и снисходительность для благополучного избавления от дизорфографии.