Размер шрифта
Цвет фона и шрифта
Изображения
Озвучивание текста
Обычная версия сайта
ourkids
Детский логопед
Надежда Буйнова
+7 812 509-60-80
+7 812 509-60-80Детский логопед
Заказать звонок
E-mail
logoped@ourkids.ru
Адрес
г. Санкт-Петербург, Лесной проспект 63
Режим работы
Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
Записать ребёнка
  • Вопрос-ответ
  • Акции
  • ...
    +7 812 509-60-80
    +7 812 509-60-80Детский логопед
    Заказать звонок
    E-mail
    logoped@ourkids.ru
    Адрес
    г. Санкт-Петербург, Лесной проспект 63
    Режим работы
    Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
    ourkids
    Детский логопед
    Надежда Буйнова
    Обо мне
    • Отзывы
    • История
    • Документы
    • Реквизиты
    • Бренды
    Услуги
    • Развитие речи
      Развитие речи
    • Чтение и письмо
      Чтение и письмо
    • Звукопроизношение
      Звукопроизношение
    • Задержка развития речи
      Задержка развития речи
    Отзывы
    Цены
    • Диагностика развития речи
    • Занятия с логопедом
    Блог
    Контакты
      "/>
      Записать ребёнка
      ourkids
      +7 812 509-60-80Детский логопед
      Заказать звонок
      E-mail
      logoped@ourkids.ru
      Адрес
      г. Санкт-Петербург, Лесной проспект 63
      Режим работы
      Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
      Записать ребёнка
      ourkids
      Телефоны
      +7 812 509-60-80 Детский логопед
      Заказать звонок
      ourkids
      Записать ребёнка
      • +7 812 509-60-80 Детский логопед
        • Телефоны
        • +7 812 509-60-80 Детский логопед
        • Заказать звонок
      • г. Санкт-Петербург, Лесной проспект 63
      • logoped@ourkids.ru
      • Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
      Детский логопед
      —
      Блог
      —
      Развитие речи

      Дизорфография у школьников: причины возникновения, упражнения для коррекции

      Дизорфография у школьников: причины возникновения, упражнения для коррекции
      Надежда Буйнова
      25 августа 2022

      При дизорфографии у детей не получается усвоить правила орфографии или применять их при письме. При этом устная речь и интеллект не нарушены.

      Дизорфография – это неумение применять на письме известные правила родного языка. При этом устная речь и интеллектуальные способности школьника могут быть на высоком уровне. В отдельных случаях дизорфография является частью симптоматики такого сложного речевого нарушения, как общее недоразвитие речи.

      Ребёнок с дизорфографией может в одной письменной работе допустить множество ошибок. Мало того, свои ошибки он не видит и исправить не может, хотя правила может знать очень хорошо. В этом случае говорят, что у школьника отсутствует орфографическая зоркость.

      Содержание статьи:

      1. Симптомы дизорфографии
      2. Виды дизорфографии
      3. Способы коррекции нарушения

      Симптомы дизорфографии

      В основе проявления дизорфографии лежит недоразвитие психических функций, отвечающих за формирование специфических умений, нужных для освоения письмом, грамотной письменной речью. Это связано с ослаблением здоровья ребёнка, последствиями минимальной мозговой дисфункции (ММД), полученной во внутриутробном, перинатальном периоде, в раннем детстве.

      В отдельных случаях дизорфография возникает когда к её появлению, казалось бы, нет явных предпосылок. То есть, ребёнок умеет выделять звуки из слова, производить звукобуквенный анализ, различает сложные изображения, но допускает ошибки из-за неумения сконцентрировать внимание, запомнить и воспроизвести продиктованный учителем текст.

      Симптомы дизорфографии:

      • Сложности в усвоении терминологии, неспособность понять и запомнить, что такое слово, звук, слог, предложение, глагол, прилагательное и т. д.;
      • Зазубривание правил правописания без понимания их смысла;
      • Неумение обобщать изученный материал, делать выводы, пересказать содержание;
      • Неумение привести пример на только что изученное правило, применить его на письме;
      • Подбор одинаково звучащего слова для проверки безударных гласных, а не родственного и однокоренного;
      • Неумение выделить части слова: суффикс, корень, окончание, приставка;
      • Нехватка или чрезмерное количество знаков препинания в предложениях.
      Основная возрастная категория детей, страдающих от дизорфографии – ученики начальной и средней школы, хотя в старших классах это речевое нарушение тоже встречается.

      Кроме морфологии при дизорфографии страдает синтаксис – соблюдение правильной пунктуации на письме. Когда орфографические ошибки на письме приобретают стойкий характер, это ведёт к хронической неуспеваемости ребёнка по многим предметам.

      Виды дизорфографии

      Существует несколько степеней этого нарушения речи. Они зависят от трудностей, преодолеваемых школьниками, от типа орфограмм, в которых они допускают наибольшее количество ошибок.

      Виды дизорфографии по группам:

      1. Первая группа содержит ошибки в орфограммах высокой степени трудности – парная и двойная согласная, безударная гласная в корне, непроизносимая согласная.
      2. Во второй группе находятся орфограммы средней тяжести – непроверяемые слова, прописная буква в именах и отчествах, в названиях географических объектов.
      3. В третьей группе находятся лёгкие орфограммы – обозначение мягкости согласных на письме.

      Способы коррекции нарушения

      Обычно взрослые списывают плохую успеваемость ребёнка на лень и отсутствие прилежания, к специалистам родители обращаются слишком поздно. Поскольку в основе речевого нарушения лежит недоразвитие психических процессов, лучше, когда коррекцией дефекта занимаются логопед и детский психолог.

      С переходом в 3-й или 4-й класс детям предлагаются более сложные виды деятельности по освоению родного языка (сочинение, изложение), поэтому количество ошибок у школьников с дизорфографией возрастает многократно, что приводит к падению успеваемости и низким оценкам в дневнике.

      Для облегчения овладения орфографическими правилами детям предлагается система последовательных грамматических действий, каждое из которых закрепляется отдельно. Лишь после прочного усвоения одной операции переходят к следующему этапу. Логопед не ограничивается одним видом заданий, параллельно использую грамматические обобщения для создания стойкой системы родного языка.

      Примеры логопедических упражнений для занятий:

      • Подобрать прилагательные к существительному (птица домашняя, яркая, серая, быстрая, пугливая; море синее, спокойное, тёплое, солёное, бескрайнее);
      • Подобрать существительные к глаголу (падает снег, листья, ваза, камень, мяч) и наоборот (созрел лимон, созрело яблоко, созрела слива, созрели фрукты);
      • Найти все однокоренные слова на картинке (лес-лесник, лесовоз, лесополоса, лесной);
      • Отгадать картинку и объяснить угаданное выражение («клевать носом»);
      • Собрать предметы в пары, подобрать к ним обобщающее слово, задать вопрос (слон-зебра животные жарких стран, вопрос кто?);
      • Объединить слова в словосочетания;
      • Назвать предмет, зная его части, задать вопрос (клюв, лапки, крылья – птица (кто?);
      • Назвать нужное существительное по аналогии (дядя и … тётя, сын и … дочь);
      • Назвать место работы (повар — кухня, врач — больница) или необходимый инструмент (ножницы — парикмахер, кисть — маляр);
      • Написать как можно больше слов с одинаковыми гласными, например, «О» (ворона, золото, хороший и др.);
      • Зашифровать ударную гласную в слове схемами;
      • Разложить картинки под символами рода (кот — мужской род, корова — женский, солнце — средний);
      • Образовать из существительного прилагательное (кольцо из золота – золотое, но не золотистое, варенье из сливы - сливовое, а не сливное или сливочное).

      Параллельно проводится работа по развитию памяти, внимания, мышления, воображения. Специалисты обучают детей навыкам самоконтроля, совершенствуют устную речь, умение действовать по определённому алгоритму.

      Главное, что могут сделать для своего ребёнка родители — создать для него благоприятный психологический климат на время коррекционной работы логопеда. Школьник и так находится под прессом ситуации, и настроение у него зачастую не самое радужное, а тут ещё взрослые указывают ему на речевые ошибки.

      Следствием этого может быть то, что ребёнок замкнётся, и вместо так необходимого ему общения речь замедлит своё развитие, не будет совершенствоваться и обогащаться, что приведёт к проблемам социальной адаптации в коллективе. Поэтому важно проявлять терпение и снисходительность для благополучного избавления от дизорфографии.

      Рекомендую прочитать
      Детское развитие
      25 августа 2022
      Почему ребёнок отказывается ходить в школу
      Почему ребёнок не хочет в школу, причины нежелания посещать уроки, степень серьёзности проблемы. Возможные последствия и советы психолога для родителей.
      Развитие речи
      25 августа 2022
      Причины дисграфии у ребёнка и методы её коррекции
      При дисграфии дети допускают простые ошибки при письме, которые являются исключительно следствием нефатальных проблем речевого аппарата.
      Автор статьи
      Детский логопед
      Надежда Буйнова
      Написать сообщение
      Телефон
      +7 (812) 509-60-80
      E-mail
      logoped@ourkids.ru

      Логопед высшей квалификации. С 1999 года занимаюсь диагностикой и коррекцией речевых нарушений у детей возраста с 2,5 до 17 лет.

      Остались вопросы?

      Если после прочтения статьи у вас остались вопросы, задайте их в личном сообщении, воспользовавшись кнопочкой выше.

      Обратите внимание: я не ставлю диагнозы не видя ребёнка! Для лечения заболевания мы обращаемся к врачу, сдаём анализы. Аналогично логопеду необходимо провести речевую диагностику, которая показывает состояние речи и выявляет имеющиеся нарушения развития.

      Назад к списку
      • Детское развитие 10
      • Методики 3
      • Развитие речи 31
      Обо мне
      Отзывы
      История
      Документы
      Реквизиты
      Бренды
      Услуги
      Развитие речи
      Чтение и письмо
      Звукопроизношение
      Задержка развития речи
      Цены
      Диагностика развития речи
      Занятия с логопедом
      Контакты
      Вопрос-ответ
      Акции
      Блог
      +7 812 509-60-80
      +7 812 509-60-80Детский логопед
      Заказать звонок
      E-mail
      logoped@ourkids.ru
      Адрес
      г. Санкт-Петербург, Лесной проспект 63
      Режим работы
      Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
      Заказать звонок
      logoped@ourkids.ru
      г. Санкт-Петербург, Лесной проспект 63
      © 2017-2023 · ИП Буйнова Н. В. · ИНН 781300396002 · OURKIDS ®
      Пользовательское соглашение