При брадилалии замедляется темп и ритм речи, дети говорят медленно, делая между фразами длительные паузы. Проблема в том, что замедлена не только речь, но и скорость мышления.
Брадилалия – это речевая патология, связанная с нарушением темпа и ритма речи. При брадилалии ребёнок говорит медленно, делая между фразами длительные паузы. Замедлена не только внешняя речь, но и внутренняя — он медленно думает. Кроме устной речи страдает чтение и письмо, которые осуществляются медленнее, чем это происходит обычно.
Патология опасна тем, что со временем может осложниться заиканием. С ребёнком, страдающим от брадилалии, нелегко общаться, и сверстники избегают коммуникации с ним. Это обстоятельство приводит к тому, что дети подвергаются психологическому дискомфорту, осознавая свой дефект.
Содержание статьи:
Симптомы речевого нарушения
Брадилалию не так давно выделили в отдельное нарушение темпа речи. До конца XIX века её считали сопутствующим симптомом других психоневрологических заболеваний. Она может наблюдаться как у детей, так и у взрослых, проявляется в речевом и моторном дисбалансе.
Симптомы брадилалии:
- Замедленный темп речи.
- Низкая скорость чтения (брадилексия) и письма.
- Длительные паузы между отдельными фразами и предложениями.
- Растянутое произношение отдельных звуков и гласных букв.
- Монотонность речи, часто человек говорит «в нос» (ринофония).
- Отсутствие модуляции голоса, он звучит на одной высоте.
- Плохая моторика и координация движений.
- Слаборазвитая мимика.
- Отсутствие эмоциональности.
- Вялость и медлительность движений.
При всех этих проявлениях слова произносятся правильно как в монологе, так и в диалоге или пересказе. Ребёнок, страдающий от брадилалии, долго не может включиться в один деятельности, а затем переключиться на другое задание. Нередко приходится повторять задание несколько раз.
Списывая всё на особенности характера малыша, его флегматический темперамент и нежелание активно двигаться, родители могут упустить развитие неврологического или психического заболевания. При сопутствующих симптомах необходимо провести тщательное обследование, установить причины проявлений брадилалии и принять необходимые меры.
При брадилалии дети медленно размышляют, делают выводы и логические умозаключения. У них возникают трудности в переключении с одной деятельности на другую. Ребёнок, осознав свою проблему, ещё сильнее замыкается в себе и переносит глубокие психологические переживания. При сильном расстройстве нейродинамики может возникнуть заикание.
Причины брадилалии
Часто её связывают с патологическими изменениями в участках головного мозга и мозжечка. Однако нарушение может возникнуть у детей при неправильном воспитании или склонности малыша к подражанию близким людям с аналогичной особенностью речи. Суть заключается в доминировании процесса торможения над процессами возбуждения.
Причины брадилалии:
- Генетическая предрасположенность, передаваемая по наследству;
- Интоксикация плода (алкоголем, угарным газом и др.) в период беременности или в младенческом возрасте;
- Конфликт резус-фактора;
- Опухоль головного мозга;
- Синдром Паркинсона;
- Нарушения функционирования мозжечка;
- Родовая или черепно-мозговая травма.
При мозжечковой брадилалии ярко выражен такой симптом, как немодулированная речь, без интонаций и обертонов, присущих ей в норме.
Методы диагностики
Помимо внешних проявлений брадилалии, существуют внутренние нарушения, определить которые могут дополнительные обследования. МРТ, ЭЭГ, РЭГ головного мозга способны выявить органическую причину заболевания. Если симптомы брадилалии наблюдаются у ребёнка, необходима консультация таких специалистов, как невролог, логопед, психолог и психиатр.
Сбор подробного анамнеза поможет изучить перенесённые заболевания и травмы, а также определить наличие брадилалии у родственников пациента. Логопед проведёт диагностику речи ребёнка, работу артикуляционного аппарата, интонации, ритма, правильности произношения. Педиатр оценит эмоциональную окраску и индивидуальные особенности речи. Невролог определит неврологический статус, уровень мелкой моторики и мимики, проанализирует сенсорные функции. Психолог поможет проверить уровень интеллектуального развития.
Симптомы, сопровождающие брадилалию, снижают коммуникативную способность ребёнка. Низкая активность и заторможенная речь могут привести малыша к психологической травме. Общение со сверстниками или взрослыми у таких детей сводится к нулю. Они становятся замкнутыми, стеснительными, их словарный запас истощается. Всё это негативно отражается на формировании интеллекта малыша и умственных способностях.
Коррекция брадилалии
Коррекция брадилалии, как и любого другого нарушения, проводит комплексно:
- Медикаментозное лечение брадилалии направлено на нормализацию деятельности нервной системы. Как правило, назначаются укрепляющие и тонизирующие препараты, содержащие витамины группы В, витамин С.
- Положительный результат дают занятия в бассейне, водные процедуры, физиотерапевтическое лечение, массаж, лечебная физкультура.
- Обязательной является консультация психолога и психотерапевта.
- Для снятия физического и психического напряжения проводятся аутогенные тренировки.
- Положительное влияние на улучшение эмоциональности речи, моторики и мимики ребёнка окажут подвижные и развивающие игры, участие в театральных сценках.
- Чтение книжек, отгадывание загадок способствуют нормализации темпа речи малыша.
- Занятия ручным трудом развивают мелкую моторику.
- Темп речи ускоряется при занятиях спортом, пением, танцами.
Первостепенной является помощь логопеда. Очень эффективны по силе воздействия занятия логоритмикой. Дети двигаются под заданный им ускоренный ритм, быстро маршируют, бегают, выполняют упражнения под ритмичную музыку, играют в подвижные игры с речевым сопровождением.
Стимуляция скорости речи ребёнка проводится в несколько этапов:
- Логопед произносит простую фразу типа «котёнок пил тёплое молоко», задавая темп речи дирижированием или хлопками в ладоши, простукиванием ритма по столу. Дети повторяют фразу несколько раз, следуя за ускоряющимся темпом, задаваемым логопедом.
- На этом этапе дети и взрослые быстро произносят строчки из знакомого стихотворения.
- Третий этап коррекционной работы включает в себя работу не только над скоростью речи, но и над её выразительностью. Дети рассказывают сказки по ролям, разучивают инсценировки, закрепляя требуемый темп и ритм речи.
- На последнем этапе применяются в ускоренном темпе скороговорки и чистоговорки, закрепляющие полученные навыки и развивающие речевую моторику.
Для развития внутренней речи используются всевозможные занятия на сообразительность и воображение. При этом логопед предлагает ребёнку выполнять задания в разных темпах, поддерживая скорость, например, хлопками в ладоши. Постепенно ребёнок учится контролировать свою речь и говорить быстрее.
Способы профилактики
Любое нарушение лучше предотвратить, чем коррегировать. Основная тактика предупреждения речевых нарушений – сохранность центральной нервной системы ребёнка. Детям вредят окрики, запугивание, суровое обращение, постоянный фоновый шум, страх, частый контакт с возбудимыми беспокойными сверстниками.
Если к ребёнку предъявляются разумные требования, он находится в спокойной обстановке, не подвергаясь лишним раздражителям, его нервная система находится в устойчивом равновесии.
Для профилактики брадилалии принимают следующие меры:
- Предупреждение внутриутробных и родовых поражений ЦНС плода;
- Соблюдение режима дня, наличие полноценного питания, качественного сна и др.;
- Предупреждение травм головы и инфекционных заболеваний нервной системы;
- Полноценное общение с ребёнком;
- Внимательный контроль над речевым развитием малыша.
Дети часто подражают взрослым, поэтому, если в семье или в ближайшем окружении имеется человек с замедлением темпа речи, контакты ребёнка с ним следует ограничить. Оптимально, если детей окружают взрослые с правильной, плавной, чёткой, выразительной речью.
Чем раньше родители обратятся к специалистам при подозрении на нарушения темпа и ритма речи, тем больше шансов сохранить здоровье ребёнка и избежать осложнений.