Размер шрифта
Цвет фона и шрифта
Изображения
Озвучивание текста
Обычная версия сайта
ourkids
Детский логопед
Надежда Буйнова
+7 812 509-60-80
+7 812 509-60-80 Детский логопед
E-mail
logoped@ourkids.ru
Адрес
г. Санкт-Петербург, Кантемировская улица, 12
Режим работы
Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
ourkids
Детский логопед
Надежда Буйнова
  • Вопрос-ответ
  • Блог
  • ...
    +7 812 509-60-80
    +7 812 509-60-80 Детский логопед
    E-mail
    logoped@ourkids.ru
    Адрес
    г. Санкт-Петербург, Кантемировская улица, 12
    Режим работы
    Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
    Обо мне
    • Отзывы
    • История
    • Документы
    • Реквизиты
    • Бренды
    Услуги
    • Развитие речи
      Развитие речи
    • Чтение и письмо
      Чтение и письмо
    • Звукопроизношение
      Звукопроизношение
    • Задержка развития речи
      Задержка развития речи
    Отзывы
    Цены
    • Занятия с логопедом
    • Диагностика развития речи
    Контакты
      ourkids
      Телефоны
      +7 812 509-60-80 Детский логопед
      E-mail
      logoped@ourkids.ru
      Адрес
      г. Санкт-Петербург, Кантемировская улица, 12
      Режим работы
      Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
      ourkids
      • +7 812 509-60-80 Детский логопед
        • Телефоны
        • +7 812 509-60-80 Детский логопед
      • г. Санкт-Петербург, Кантемировская улица, 12
      • logoped@ourkids.ru
      • Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
      Детский логопед
      —
      Блог
      —
      Детское развитие

      Что такое диспраксия, симптомы и методы коррекции

      Что такое диспраксия, симптомы и методы коррекции
      Надежда Буйнова
      24 августа 2022

      Проявляется как нарушение двигательной функции и координации движений у детей. Многие малыши в раннем детстве неуклюжи, но ребёнок с диспраксией сохраняет неловкость движений, даже становясь взрослым.

      Диспраксия – это расстройство двигательной функции и координации движений у ребёнка с нормальным мышечным тонусом. Отклонение связано с нарушением тактильных ощущений и планирования движений.

      Нередко патология проявляется с самого рождения, хотя родители не сразу это замечают. О том, что у малыша имеются проблемы с артикуляционной моторикой, чаще всего сообщает логопед после обследования ребёнка.

      Специалистам известно о диспраксии давно. Первоначально её называли «синдром неуклюжего ребёнка», «сенсорная интеграция», «нарушение развития координации», «диспраксия развития». Важно не путать её с термином апраксия.

      Содержание статьи:

      1. Основные проявления
      2. Причины и симптомы диспраксии
      3. Диагностика диспраксии у детей
      4. Методы лечения
      5. Несколько упражнений от логопеда

      Основные проявления

      Многие малыши в раннем детстве неуклюжи, но ребёнок с диспраксией сохраняет неловкость движений, даже становясь взрослым. Малыши, у которых диагностировали это заболевание, затрудняются выполнять обыденные действия: у них возникают затруднения при разговоре, частые падения и спотыкания при ходьбе. Им сложно поймать мяч в игре, держать равновесие при езде на велосипеде, написать или прочитать что-либо.

      Виды деятельности, в которых ребёнок с диспраксией испытывает проблемы:

      1. Речь – работа мышц артикуляционного аппарата не координируется, нарушено речевое дыхание;
      2. Письмо, рисование – сложность при удерживании ручки, кисточки, карандаша, медленное письмо, длительное осваивание простых движений;
      3. Чтение – сложно контролировать движения глаз, удерживать взгляд, что мешает следовать взглядом по строке;
      4. Выполнение основных движений при беге, ходьбе, прыжках, удерживание равновесия;
      5. Сложно запомнить и воспроизвести последовательность движений;
      6. Игры высокой и средней подвижности – дети не могут поймать и бросить мяч, удержать атрибуты для игры, воспользоваться ими.

      Хотя современная медицина и невропатология, постоянно осваивают инновационные методики предупреждения, лечения и профилактики нарушения, диспраксия у детей до сих пор являются недостаточно изученной проблемой.

      Причины и симптомы диспраксии

      Это заболевание может быть как первичным, так и вторичным. В первом случае причины диспраксии не связаны с невропатологическими нарушениями, однако, их непросто определить без применения специальных методик.

      Во втором случае диспраксия является следствием черепно-мозговой травмы, ДЦП, других патологий нервной системы или входит в симптоматику синдрома Дауна, аутизма, синдрома Вильямса.

      Предположительные причины патологии:

      • Генетическая предрасположенность — мутации гена FOXP2.
      • Семейное наследование по прямой линии, от родителей.
      • Патологическое течение беременности – стрессовые ситуации, токсическое влияние лекарств, продуктов жизнедеятельности бактерий при вирусных инфекциях, окружающей среды, кислородное голодание плода.
      • Переношенная или недоношенная беременность.

      В основе патологии, по данным медицинских исследований, лежит не повреждение, а недоразвитие связей между нейронами. Вследствие этого нервный импульс, возникающий в коре головного мозга, не находит пути к двигательному аппарату.

      Симптомы патологии могут отличаться в зависимости от возраста ребёнка. В первый год жизни диспраксия проявляется в виде нарушений врождённых рефлексов:

      • Нарушения сосательного рефлекса;
      • Проблемы с фиксацией взгляда;
      • Трудности с захватыванием ладонью предметов;
      • Нарушения координации движений.

      В дошкольном возрасте наблюдается повышенная двигательная активность, плохое внимание, трудности с приёмом пищи и с удерживанием равновесия.

      Симптомы нарушения следующие:

      • Замедленное формирование умения есть и одеваться;
      • Неловкость в движениях;
      • Затруднения с определением ведущей руки;
      • Частые падения и спотыкания во время ходьбы;
      • Неумение ловить и бросать мячик, подпрыгивать, стоять на одной ноге, ездить на велосипеде;
      • Трудности с освоением чтения и письма;
      • Затруднения с ходьбой по прямой линии;
      • Сложности с поиском ответа на простой вопрос, хотя ребёнок его знает;
      • Проблемы с долговременной памятью, когда ребёнок забывает изученный накануне учебный материал;
      • Неспособность удержать в памяти и выполнить сложную инструкцию;
      • Затруднения с определением правой и левой стороны;
      • Нарушения сна;
      • Повышенная чувствительность к прикосновениям.

      Иногда диспраксия проявляется в старшем школьном возрасте. Обычно для этого необходим сильный эмоциональный раздражитель – чрезмерная учебная нагрузка, негативное отношение сверстников или учителей.

      У детей школьного возраста нарушение чаще всего проявляется в неспособности к овладению материалом. Особенно тяжело даются диктанты и списывания. Дети страдают от дисграфии, дискалькулии.

      Все эти симптомы накладывают отпечаток на психоэмоциональное состояние ребёнка. Он не может реализовать свой потенциал из-за того, что является мишенью для насмешек сверстников. Становится тревожным, раздражительным, пассивным, часто остаётся в одиночестве.
      

      Диагностика диспраксии у детей

      Важно своевременно обратить внимание на эту проблему, потому что в дошкольном возрасте развитие движений и развитие психики тесно связаны друг с другом. Отставание в какой-то области влечёт за собой искажённое развитие других качеств личности. Важно прийти к порогу школьного обучения с максимальной компенсацией диспраксии.

      Существует простой способ первоначальной диагностики диспраксии, который можно провести в домашних условиях — прыжковый тест. Прыгать нужно на двух ногах в сопровождении счёта «один-два-три-четыре», меняя движения ног в определённой последовательности:

      1. Один – ноги в стороны;
      2. Два – ноги перекрещены (левая нога впереди правой);
      3. Три – ноги в стороны;
      4. Четыре — ноги перекрещены (правая нога впереди левой).

      Результаты теста, которые говорят о проблеме:

      • Ребёнок не может прыгать по предложенному взрослым образцу;
      • Он не в состоянии соблюдать ритм, заданный счётом;
      • Перекрещивая ноги, он разворачивает таз.

      Этот метод диагностики достаточно точен и может применяться начиная с 4–5 лет.

      Методы лечения

      Для коррекции диспраксии применяются современные инновационные методики с использованием кинезиотерапии:

      • Метод стабилометрии с биоактивной связью;
      • Динамическая коррекция с рефлекторонагрузочными устройствами «Гравистат», «Адели», «Гравитон»;
      • Пассивная вестибулярная тренировка с использованием компьютерного стенда;
      • Электростимуляция мышц;
      • Компьютерный видеоанализ движений;
      • Транскраниальная поляризация головного мозга;
      • Лекарственная терапия.
      Эффективны общетерапевтические мероприятия – лечебная физкультура, психолого-логопедическая коррекция. Большое внимание уделяется восстановлению функции равновесия и основных движений, для чего применяются подвижные и пальчиковые игры, элементы спортивных игр.
      

      При лечении вербальной диспраксии логопед выбирает для малыша специальную систему упражнений, одна часть которых направлена на развитие произношения звуков, а вторая — на восстановление артикуляции.

      1. Первый вариант предполагает обучение ребёнка точной артикуляции фонем. Большое внимание уделяется звуковым схемам.
      2. Суть второго варианта состоит в активной тренировке лицевых мышц, отвечающих за артикуляцию. В начале проведения терапии малыш подражает элементарным движениям губ, языка, описание которых облечено в сказочный сюжет («Сказка о весёлом язычке»). По окончании коррекции он должен самостоятельно воспроизводить последовательность нескольких движений.

      Детям с диспраксией рекомендуется участвовать в групповых занятиях гимнастикой. Они прекрасно развивают вестибулярный аппарат, и ребёнок приобретает контроль над своими движениями. Очень полезны игры с музыкальным сопровождением. Играя в них, дети будут чувствовать ритм, что позволяет улучшить контроль над движениями тела и координацию.

      Несколько упражнений от логопеда

      Игра – ведущая деятельность дошкольников, для детей с диспраксией она особенно важна. Игровая мотивация поможет достичь целей, которые в обычной жизни сложно осуществить. Именно в процессе игры со сверстниками могут проявиться и совершенствоваться многие способности малыша.

      Игры для развития координации движений:

      • «Чудесный мешочек» — сначала малыш знакомится с 5–7 предметами, потом достаёт их из небольшого мешочка, предварительно определив на ощупь предмет. Можно устроить соревнование на время между несколькими участниками.
      • «Верёвочка» — нарисовать при помощи скакалки или верёвочки предмет несложной формы (змею, ёлочку, домик, человечка).
      • «Гонки многоножек» — устроить соревнование по бегу между 2–3 участниками, где по столу бегают «двуногие или пятиногие многоножки» (кисти рук).
      • «Прижми палец» — играют 2 человека, сцепившиеся сомкнутыми пальцами правой или левой руки. Большой палец при этом поднят вверх. Задача – прижать палец соперника к кисти, за что присуждается 1 очко. Победителем становится тот, кто получит 10 очков.
      • «Самолётики» — бумажные самолётики соревнуются в дальности полёта.
      • «Ходим в шляпах» — дети соревнуются в продолжительности ходьбы с грузом, положенным на голову (мешочек с песком до 0,5 кг весом, книга, диск от пирамидки). После водружения «шляпы» на голову взрослый проверяет правильность осанки у ребёнка.
      • «Быстрые лошадки» — нужно намотать шнурок, к которому привязана игрушечная лошадка, на палочку. Чья лошадка быстрее «прискачет», тот и победитель гонки.
      • «Горячий мяч» — играют несколько человек, сидящих в кругу. Они передают друг другу мяч, при команде «стоп» тот, кто на этот момент окажется с мячом в руках, выходит из игры.

      Очень полезны занятия лепкой, аппликацией, рисованием, моделированием, шитьём, черчением, трудотерапией, включающей в себя работу по дому. Выполнение бытовых дел совместно с родителями вызывает у ребёнка положительные эмоции и позволяет ему улучшать свои двигательные способности.

      Если родители заняли правильную позицию по отношению к малышу с диспраксией, тесно взаимодействуют со специалистами и всячески способствуют его развитию, то спустя некоторое время наступит заметное улучшение.
      

      Правильная стратегия родительского поведения:

      • Поощрять любые занятия детей, помогающие им освоить нужные навыки;
      • Усложнять выполняемые задания;
      • Ставить достижимые цели и предлагать пути их достижения;
      • На ранних этапах коррекции не навязывать задания, предложить выполнить то, что хочется ребёнку;
      • Поддерживать тесный контакт с педагогами и другими специалистами, работающими с малышом;
      • Отмечать любые попытки достижения целей, независимо от результата;
      • Соблюдать режим дня и размеренный темп жизни;
      • Не торопить малыша при выполнении заданий, запастись терпением.

      Теперь, когда вы знаете, что такое диспраксия, запомните — для детей с этим нарушением очень важно организовать комфортный психологический климат. Ни в коем случае нельзя их ругать, особенно по пустякам. Даже если что-то не выходит, их все равно надо поощрять и хвалить за небольшие достижения.

      Рекомендую прочитать
      Методики
      25 августа 2022
      Школьный тест умственного развития (ШТУР)
      Описание теста ШТУР, наборы заданий для форм А и Б, принципы проведения исследования, его составные части. Какие знания и качества выявляются в каждом из подтестов.
      Развитие речи
      24 августа 2022
      Почему ребёнок путает буквы при чтении или письме
      Практически каждый ребёнок иногда путает буквы при чтении. Эта внешне безобидная на первый взгляд проблема может скрывать под собой серьёзные речевые нарушения.
      Автор статьи
      Детский логопед
      Надежда Буйнова
      Написать сообщение
      Телефон
      +7 (812) 509-60-80
      E-mail
      logoped@ourkids.ru

      Логопед высшей квалификации. С 1999 года занимаюсь диагностикой и коррекцией речевых нарушений у детей возраста с 2,5 до 17 лет.

      Остались вопросы?

      Если после прочтения статьи у вас остались вопросы, задайте их в личном сообщении, воспользовавшись кнопкой выше.

      Обратите внимание: я не ставлю диагнозы не видя ребёнка! Для лечения заболевания мы обращаемся к врачу, сдаём анализы. Аналогично логопеду необходимо провести речевую диагностику, которая показывает состояние речи и выявляет имеющиеся нарушения развития.

      Назад к списку
      • Детское развитие 10
      • Методики 3
      • Развитие речи 31
      Обо мне
      Отзывы
      История
      Документы
      Реквизиты
      Бренды
      Услуги
      Развитие речи
      Чтение и письмо
      Звукопроизношение
      Задержка развития речи
      Цены
      Занятия с логопедом
      Диагностика развития речи
      Контакты
      Вопрос-ответ
      Акции
      Блог
      +7 812 509-60-80
      +7 812 509-60-80 Детский логопед
      E-mail
      logoped@ourkids.ru
      Адрес
      г. Санкт-Петербург, Кантемировская улица, 12
      Режим работы
      Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
      logoped@ourkids.ru
      г. Санкт-Петербург, Кантемировская улица, 12
      © 2017-2025 · ИП Буйнова Н. В. · ИНН 781300396002 · OURKIDS ®
      Пользовательское соглашение