Размер шрифта
Цвет фона и шрифта
Изображения
Озвучивание текста
Обычная версия сайта
Layer 1
Детский логопед
Надежда Буйнова
+7 812 509-60-80
+7 812 509-60-80 Детский логопед
Записать ребёнка
Layer 1
Обо мне
  • Отзывы
  • История
  • Документы
  • Реквизиты
  • Бренды
Услуги
  • Развитие речи
    Развитие речи
  • Чтение и письмо
    Чтение и письмо
  • Звукопроизношение
    Звукопроизношение
  • Задержка развития речи
    Задержка развития речи
Отзывы
Цены
  • Занятия с логопедом
  • Диагностика развития речи
Вопрос-ответ
Контакты
Блог
    +7 812 509-60-80
    +7 812 509-60-80 Детский логопед
    Адрес
    г. Санкт-Петербург, Кантемировская улица, 12
    Режим работы
    Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
    Layer 1
    Телефоны
    +7 812 509-60-80 Детский логопед
    E-mail
    logoped@ourkids.ru
    Адрес
    г. Санкт-Петербург, Кантемировская улица, 12
    Режим работы
    Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
    Layer 1
    • +7 812 509-60-80 Детский логопед
      • Телефоны
      • +7 812 509-60-80 Детский логопед
    • г. Санкт-Петербург, Кантемировская улица, 12
    • Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
    Детский логопед
    —
    Блог
    —
    Детское развитие

    Симптомы дискалькулии у детей и способы коррекции нарушения

    Симптомы дискалькулии у детей и способы коррекции нарушения
    Надежда Буйнова
    25 августа 2022

    Нарушение появляется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Выглядит как неумение оперировать математическими категориями, непонимание сути арифметических операций, понятий «число», «сумма».

    Дискалькулия — это неумение оперировать математическими категориями, неспособность понимать суть арифметических операций, понятия «число», «сумма», «треугольник» и им подобные. Как правило, данное нарушение появляется у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, но может возникнуть и у взрослого человека.

    Дискалькулию сложно диагностировать неспециалисту, поэтому зачастую дети с такой патологией попадают в специализированные классы для школьников с нарушениями психического развития. При своевременной диагностике ещё в дошкольном возрасте можно предпринять эффективные меры по предупреждению этой патологии и облегчить ребёнку процесс освоения школьной программы.

    Если ребёнок страдает от проявлений дискалькулии, он испытывает негативное отношение к «точным наукам». Хроническая неуспеваемость может отразиться и на овладении предметами гуманитарного цикла, стать причиной низкого социального статуса школьника. У него не складываются отношения со сверстниками, а педагоги и родители часто оказывают на него неоправданно сильное давление из-за его воображаемой лени и отсутствия прилежания. В дальнейшем такие дети испытывают трудности с выбором профессии и самореализацией.

    Содержание статьи:

    1. Причины возникновения дискалькулии
    2. Симптомы дискалькулии
    3. Формы дискалькулии
    4. Тестовые задания для диагностики
    5. Как проводится коррекция дискалькулии
    6. Способы профилактики

    Причины возникновения дискалькулии

    Причины дискалькулии:

    1. Боязнь арифметики. В основе нарушения лежит негативный опыт обучения счёту путём принуждения, наказания. Связана эта необычная фобия с тем, что при решении арифметических примеров, особенно задач, у ребёнка возникали трудности или его часто ругали и наказывали. Со временем у него развился страх и неуверенность в своих силах из-за боязни быть наказанным.
    2. Социальные проблемы. Они чаще всего возникают у детей, которые воспитываются в условиях педагогической запущенности, в неблагополучной семье.
    3. Поражение теменной доли коры головного мозга из-за патологии беременности и родов, травм головного мозга и нейроинфекций, опухолей и генетически обусловленных дефектов.
    4. Расстройства мыслительной деятельности. Это нарушение в обработке зрительной информации, пониженная концентрация внимания, нарушение логического мышления, проблемы с усвоением и запоминанием информации.
    Спровоцировать возникновение дискалькулии могут различные психологические травмы. При появлении проблем с применением математических знаний следует обратиться к психоневрологу.

    Дискалькулия может сочетаться с такими нарушениями чтения и письма, как дисграфия и дислексия, а также с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

    Симптомы дискалькулии

    Дети, страдающие дискалькулией, неспособны понять, что представляет собой число и по какому принципу выстроен числовой ряд, не могут различить и запомнить цифры. Они не могут производить операции с числовыми значениями, не умеют раскладывать их на слагаемые.

    Им сложно сравнивать количество предметов, проделывать простейшие арифметические действия и проводить вычисления по внутреннему плану, то есть, считать «в уме».

    Симптомы дискалькулии:

    • Сложности с различением и написанием цифр;
    • Неумение определять время и ориентироваться в часах, минутах, секундах;
    • Нарушения координации тонких движений;
    • Неспособность определить пройденное расстояние, измерить длину отрезка;
    • Сложность восприятия понятий «меньше», «больше»;
    • Невозможность решения задач без иллюстративного сопровождения;
    • Сложности при решении логических задач, выполнении действий с абстрактными категориями;
    • Неспособность визуального определения количества предметов, составления их в группы без пересчёта их по одному.

    Как только близкие обнаружили у ребёнка часть этих симптомов, следует незамедлительно обратиться за консультацией к логопеду или психотерапевту. Специалист проведёт дифференциальную диагностику, определит форму нарушения, выделит причины его появления и разработает эффективный метод коррекции.

    Вследствие нарушения обработкb зрительной информации ребёнок может решать примеры, только если присутствует их предметная составляющая. Самостоятельно представить то, что написано в условии задачи, малыш не может.

    Кроме того, школьники в начальных классах неспособны рационально рассчитывать свободное время, что и приводит в будущем к плохой успеваемости и проблемам с поведением.

    Формы дискалькулии

    Она может быть врождённой или приобретённой, первичной или вторичной. Специалисты выделяют следующие формы:

    • Практогностическая – неумение вести абстрактный счёт, классифицировать предметы по форме, величине, количеству.
    • Вербальная – невозможность назвать числа, геометрические фигуры и действия, которые с ними совершают.
    • Графическая – проблемы с переводом числа в форму цифры, изображением математических символов, геометрических фигур.
    • Лексическая – характерны ошибки в чтении арифметических знаков и цифр, в понимании условий задачи, сути математических операций, нарушения пространственной визуализации.
    • Операциональная – у ребёнка появляются трудности в совершении простых арифметических действий и решении элементарных примеров и задач.
    • Арифмерия – неспособность к обучению вычислительным операциям.
    • Псевдодискалькулия – нарушение усвоения математики из-за сниженной мотивации учения, не грамотно организованного процесса обучения.

    В некоторых случаях у детей, страдающих дискалькулией, могут возникнуть симптомы сразу нескольких форм данного заболевания. После определения вида специалист разрабатывает терапию, направленную на коррекцию нарушения и дальнейшую профилактику развития у ребёнка других её форм.

    Существует такое понятие, как акалькулия — это нейропсихологический симптом, который проявляется в нарушении счёта и счётных операций из-за поражения различных участков коры головного мозга. Не нужно путать его с дискалькулией.

    Тестовые задания для диагностики

    Заподозрить появление у ребёнка дискалькулии можно ещё до наступления школьного обучения. Достаточно предложить 5–7-летнему малышу посчитать что-то, после чего можно увидеть, что выполнение элементарных математических действий вызывает у него значительные трудности.

    Тестовые задания для детей младшего школьного возраста:

    • Посчитать от 10 до 20 (счёт до 10 может быть безупречен);
    • Расположить числа в порядке возрастания и убывания;
    • Сравнить два числа;
    • Определить название геометрических фигур, классифицировать их по цвету, размеру;
    • Выполнить арифметические действия (сложение и вычитание);
    • Проанализировать схему тела человека;
    • Определить направление вправо-влево.

    После проведения обследования специалист может с точностью определить форму дискалькулии и начать работу по её коррекции.

    Как проводится коррекция дискалькулии

    Коррекцией дискалькулии занимаются психоневролог, невропатолог, детский психолог, логопед. Основное лечение проводится в игровой форме, могут быть использованы специализированные компьютерные программы и интерактивные занятия ребёнка со специалистом.

    Как логопед, приведу несколько упражнений, используемых для коррекции дискалькулии:

    • Решение задач, приближённых к жизненным ситуациям (в магазине, в семье, на прогулке);
    • Имитация предметов палочками, спичками, пуговками и другим подручным материалом;
    • Создание педагогом схем, памяток, содержащих алгоритм выполнения заданий;
    • Переход от вербального проговаривания своих действий во внутренний план;
    • Измерение предметов линейкой, определение величины на глаз, взвешивание сыпучих предметов, измерение объёма жидкостей;
    • Обучение автоматическому восприятию групп предметов до пяти штук, все составляющие группы должны иметь разный цвет и размер;
    • Сопровождение решения задач рисунком, который выполняет ребёнок.

    Различные игры для маленьких пациентов, страдающих данной патологией, направлены на обучение счёту и выполнению элементарных математических действий. Малыша обучают сортировке предметов по разнообразным характеристикам.

    После этого ребёнок осваивать простые математические задачи и действия. В ходе занятий необходимо добиться того, чтобы ребёнок понял последовательность совершаемых им действий. Далее ребёнку объясняется, как правильно раскладывать числа и объекты на части, собирать их в единое целое.

    Далее ребёнок учится правильно применять выученные термины и слова в быту, в разговоре с родственниками, сверстниками, друзьями. Особое внимание необходимо уделять переводу произносимых символов в письменную форму. Ребёнок должен обязательно научиться правильно писать числовые значения и арифметические знаки.

    Совместно с коррекцией дискалькулии проводится развитие абстрактного и логического мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве и музыкальных способностей у малыша. Он должен учиться самостоятельно контролировать свои действия и способность грамотно распределять личное время.

    Способы профилактики

    Предупредительные меры по профилактике дискалькулии можно проводить ещё в раннем дошкольном детстве. Прежде всего, следует провести максимально полную коррекцию имеющихся неврологических патологий. В раннем возрасте можно начинать обучение элементарной математике в игровой форме.

    Родители должны наглядно демонстрировать малышу, как пересчитывать предметы, фигуры и выполнять элементарные математические задания, например, во время плавания можно предложить малышу посчитать синие шарики или поймать три красных шарика сачком. Обучая ребёнка счёту, необходимо тщательно проговаривать названия цифр, в дальнейшем арифметических действий. Показывать количество предметов ребёнку можно на пальцах или с использованием мелких игрушек, предметов. Постепенно нужно учить малыша тому, чтобы он соотносил количество предметов с конкретной цифрой.

    Чтобы у ребёнка не развилась операциональная дискалькулия, его нужно обучить правилам счёта и порядку математических действий. Для профилактики вербальной и лексической формы необходимо просить малыша при подсчёте говорить название цифр, а при рассматривании разнообразных фигур и других предметов — их цвет и форму. Родители должны следить за правильностью употребления тех или иных обозначений и при совершении ребёнком ошибок спокойно их корректировать, не используя жёстких наказаний.

    С ребёнком необходимо заниматься с раннего возраста, сортировать фигуры, семена, крупы, перекладывать их в различные ёмкости, все эти задания сопровождать речью, а также знакомить с математическими терминами (один-много, цифры, формы и т. д.). Нужно учить малыша правильно называть числа, геометрические фигуры, их характеристики (размер, цвет) и действия, совершаемые над ними.

    Чтобы предотвратить возникновение графической формы нарушения, необходимо уделять особое внимание развитию у ребёнка зрительной памяти, мелкой моторики, координации движений посредством пальчиковых и подвижных игр, собирания разрезных картинок, кубиков, пазлов, играть с мелкими деталями конструктора, нанизывать бусинки на шнурок, определять их форму и цвет. Эффективна продуктивная деятельность – лепка, рисование, аппликация, изготовление поделок, оригами.

    Мамы и папы должны обязательно уделять внимание развитию мышления и памяти у ребёнка. Так возникновения дискалькулии можно избежать.

    Рекомендую прочитать
    Детское развитие
    25 августа 2022
    Почему ребёнок отказывается ходить в школу
    Почему ребёнок не хочет в школу, причины нежелания посещать уроки, степень серьёзности проблемы. Возможные последствия и советы психолога для родителей.
    Детское развитие
    04 сентября 2022
    Кто такой дефектолог, чем занимается с детьми и какие занятия проводит
    Особенности деятельности дефектолога в детском саду и школе. Специализации этих коррекционных педагогов, направления работы. Проблемы современной дефектологии.
    Автор статьи
    Детский логопед
    Надежда Буйнова
    Телефон
    +7 (812) 509-60-80
    E-mail
    logoped@ourkids.ru

    Логопед высшей квалификации. С 1999 года занимаюсь диагностикой и коррекцией речевых нарушений у детей возраста с 2,5 до 17 лет.

    Остались вопросы?

    Если после прочтения статьи у вас остались вопросы, задайте их в личном сообщении, воспользовавшись кнопкой выше.

    Обратите внимание: я не ставлю диагнозы не видя ребёнка! Для лечения заболевания мы обращаемся к врачу, сдаём анализы. Аналогично логопеду необходимо провести речевую диагностику, которая показывает состояние речи и выявляет имеющиеся нарушения развития.

    Назад к списку
    • Детское развитие 10
    • Методики 3
    • Развитие речи 31
    Обо мне
    Отзывы
    История
    Документы
    Реквизиты
    Бренды
    Услуги
    Развитие речи
    Чтение и письмо
    Звукопроизношение
    Задержка развития речи
    Цены
    Занятия с логопедом
    Диагностика развития речи
    Контакты
    Вопрос-ответ
    Блог
    +7 812 509-60-80
    +7 812 509-60-80 Детский логопед
    Адрес
    г. Санкт-Петербург, Кантемировская улица, 12
    Режим работы
    Пн. – Сб.: с 10:00 до 18:00
    logoped@ourkids.ru
    г. Санкт-Петербург, Кантемировская улица, 12
    © 2017-2025 · ИП Буйнова Н. В. · ИНН 781300396002 · OURKIDS ®
    Пользовательское соглашение