Ребёнок старшего дошкольного возраста, речь которого точна и выразительна, а звуки и слова употребляются без ошибок, обладает речевой готовностью к школе. Он имеет богатый словарный запас и точно знает, какие слова следует употреблять в той или иной ситуации.
Если устная речь ребёнка-первоклассника находится на низком уровне, ему будет очень трудно научиться хорошо писать и читать, появляется простор для развития таких нарушений как дисграфия и дислексия. Отсюда вытекают психологические проблемы и трудности социализации. Ребёнок с плохой успеваемостью имеет низкую самооценку, впоследствии испытывает проблемы с выбором профессии и поступлением в высшее образовательное заведение.
На пропедевтику (подготовку) к обучению грамоте в современной программе первого класса отводится ничтожно мало времени. Если на речевые проблемы накладываются трудности школьной адаптации, ребёнок испытывает настоящий стресс. Желательно, чтобы дети до начала школьного обучения умели проводить анализ слова, выделять звуки и слоги из слов и слова из предложения, определять позицию (начало, середина, конец) и количество звуков в слове.
Возможные проблемы устной речи детей 6–7 лет, заметив которые вам лучше обратиться к логопеду за консультацией:
- бедный словарь, словарь ограничен предметами и действиями ближайшего окружения, сложность в подборе обобщающих слов (головные уборы, профессии), синонимов, антонимов, в речи мало эпитетов;
- грамматические ошибки — слова могут быть не согласованы (поют ребёнок, цветной ягодка, иметь неправильные приставки, суффиксы (солнышко — солнушко, вышивать узор — зашивать узор) неверное употребление предлогов (из-за дерева — за дерева) и т. д.;
- несформированность связной речи (трудности в пересказе текстов, в составлении описательных рассказ);
- нарушения звукопроизношения (отсутствия, замены и искажения звуков).
Одна из целей проводимой нами речевой готовности к школе – развитие коммуникативных способностей, которые обеспечивают развитие интеллектуальных умений ребёнка и его социализации в обществе.
В процессе речевой подготовки детей к школе мы решаем следующие задачи:
- обогащение (пополнение) пассивного и активного словаря ребёнка, обучение умению подбирать обобщающие слова, синонимы, антонимы; развитие точности и выразительности в использовании слов различных частей речи;
- обучение умению использовать в речи разные виды словосочетаний, предложений; образовывать новые слова, правильно изменять их, освоить функции словоизменения и словообразования;
- формирование умения делать анализ текста, предложения, слова, звука; свободно оперировать понятиями «звук», «буква», «слово», «предложение», «текст», различать звуки гласные-согласные, твёрдые-мягкие, звонкие-глухие; работать со схемами и таблицами;
- автоматизирование умения правильно произносить звуки в речи, умело использовать интонацию, ударения, пользоваться силой голоса;
- формирование умения рассуждать, описывать предметы, отвечать на вопросы и задавать их, пользоваться диалогической речью, составлять небольшие самостоятельные тексты.
Поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольников, все эти знания и умения преподносятся нами в виде словесных игр и разнообразных занимательных заданий. Ребёнку не будет скучно, выполняя их. Приходите к нам и убедитесь в этом сами.