НАШИ ДЕТКИ
Детский логопед
Буйнова Надежда Валерьевна
+7 (812) 509-60-80
Пн–Сб: с 10:00 до 18:00
Запись на диагностику
Санкт-Петербург, Лесной проспект 63, офис 211
Развитие по годам
  • Малыши до 1 года
  • Дети с 1 года до 3 лет
  • Дошкольники с 4 до 7 лет
Проблемы развития
  • Психическое развитие
  • Речевые проблемы
  • Физическое развитие
Методики
  • Методики развития
  • Советы родителям
Коррекция
  • Развитие речи
  • Звукопроизношение
  • Чтение и письмо
  • Задержка развития речи
О сайте
  • Команда сайта
  • Контакты
Цены
    НАШИ ДЕТКИ
    • Мой кабинет
    • Развитие по годам
      • Назад
      • Развитие по годам
      • Малыши до 1 года
      • Дети с 1 года до 3 лет
      • Дошкольники с 4 до 7 лет
    • Проблемы развития
      • Назад
      • Проблемы развития
      • Психическое развитие
      • Речевые проблемы
      • Физическое развитие
    • Методики
      • Назад
      • Методики
      • Методики развития
      • Советы родителям
    • Коррекция
      • Назад
      • Коррекция
      • Развитие речи
      • Звукопроизношение
      • Чтение и письмо
      • Задержка развития речи
    • О сайте
      • Назад
      • О сайте
      • Команда сайта
      • Контакты
    • Цены
    • +7 (812) 509-60-80
    Санкт-Петербург, Лесной проспект 63, офис 211
    [email protected]
    • Главная
    • Развитие по годам
    • Детское развитие с 1 года до 3 лет

    Почему ребёнок не говорит в 1,5 года

    Почему ребёнок не говорит в 1,5 года
    Буйнова Надежда Валерьевна
    Детский логопед Буйнова Надежда Валерьевна
    Обновлено: 29 марта 2021 г.

    Норма развития речи к полутора годам, причины отставания от сверстников, как их определить и что делать в случае выявления нарушения. Способы стимуляции речевого развития в этом возрасте.

    Второй год жизни малыша – это этап первичного освоения языка. Уже пройден доречевой этап, когда малыш гулил, лепетал, произнося первые звуки. Начиная с года, идёт процесс медленного освоения малышом значимых для него слов. Но, иногда случается так, что ребёнок не говорит в 1,5 года, хотя к году в его активном словаре должно быть около 6 слов. Активный словарь – это те слова, которые он употребляет в своей речи (пассивный словарь – слова, значение которых ему известно, понятно, но он их не произносит).

    Содержание статьи:

    1. Норма развития детской речи в полтора года
    2. Возможные симптомы и причины речевого отставания
    3. Как увидеть нарушение речевого развития
    4. Как можно стимулировать речь в 1,5 года

    Норма развития детской речи в полтора года

    К началу второго полугодия дети могут иметь в своём лексиконе от 30 до 50 слов. Они употребляют их как по собственному желанию, так и в качестве ответов на вопросы окружающих.

    Пассивный словарь к этому времени насчитывает гораздо большее количество слов и понятий. В следующем полугодии, то есть от полутора до двух лет, ребёнок постепенно переводит слова из пассивного словаря в активный. Это процесс нарастает, как снежная лавина. Специалисты называют его «лексическим взрывом».

    Практически каждый день дети осваивают новые и новые слова. В полтора года у многих детей, имеющих развитую в соответствии с возрастными нормами речь, отмечается объединение двух слов в одно предложение. «Дай ку» (дай куклу, кубик), «Папа нет» (папы нет дома), «Баба дай» — вот несколько подобных предложений из слов-корней. Иногда дети в полтора года применяют только односложные предложения: «Бух», «Ням-ням», «Би-би».

    ребёнок полтора года

    Если речевое развитие ребёнка не соответствует среднестатистической нормам (в 1,5 года малыш не произносит не только 1–2 словные предложения, но и не говорит нужное количество слов, или вообще ничего не говорит), то родителям стоит начать стимулирование детской речи.

    Возможные симптомы и причины речевого отставания

    Заботясь о своевременном развитии своего чада, не стоит опираться на самостоятельно добытые сведения о норме и патологии, лучше довериться специалисту. В век информационных технологий можно, даже не будучи жителем мегаполиса, получить дистанционную консультацию по любому вопросу.

    Прежде всего, нужно обратиться к детскому невропатологу, так как речь – процесс, управляемый центральной нервной системой. Поскольку речь – это процесс, оформившийся позже всех психических функций, именно поэтому это хрупкое образование первым страдает при нарушениях ЦНС. В редких случаях позднее речевое развитие генетически обусловлено у членов одной семьи.

    В каких случаях в полтора года следует обратиться к невропатологу:

    • речи нет вообще, или имеется непонятный лепет;
    • ребёнок показывает пальцем или кричит, когда ему что-то нужно;
    • малыш не повторяет за взрослыми слоги и простые слова «мама, баба, папа, кис, дай, на»;
    • сначала речь появилась, а затем исчезла.
    Перед обращением к врачу следует подготовиться, чтобы сообщить ему полные сведения о течении беременности и родов. Специалиста будет интересовать, не было ли патологии беременности, гипоксии плода, асфиксии в родах, когда ребёнок закричал, его оценка по шкале Апгар, и другие подобные сведения.

    Возможные причины речевого отставания:

    • несовместимость по резус-фактору матери и ребёнка;
    • перенесённые женщиной во время беременности инфекционные заболевания, поздний гестоз беременных;
    • родовые травмы, привёдшие к ММД (минимальная мозговая дисфункция), гипоксии, асфиксии новорождённого;
    • педагогическая запущенность, когда детям уделяют недостаточно внимания;
    • травмы головы, нейроинфекции.

    Вполне возможно, что опасения родителей не подтвердятся, и речевое развитие идёт нормально, но с небольшой задержкой. Однако лучше своевременно взяться за профилактику и коррекцию речевых нарушений, чем после сокрушаться о потерянном времени. Уже с 2 лет дети могут заниматься с логопедом и педагогом-дефектологом.

    Как увидеть нарушение речевого развития

    Перед тем как проводить самостоятельную диагностику развития речи, следует исключить нарушения слуха у малыша. Если он плохо слышит речь окружающих, то и воспроизвести её не сможет. Такую проверку может провести врач-сурдолог или отоларинголог по просьбе родителей. К специалистам обращаются, если дети не пользуются голосом для привлечения внимания, не реагируют на громкий звук вне поля их зрения, не поворачиваются к источнику звука.

    Важный показатель нормы – развитие крупной и мелкой моторики. Если малыш неуклюж, во втором полугодии не может взять мелкую игрушку двумя пальчиками, нарисовать каракули, построить маленькую башню из кубиков, скорее всего, его моторика развита недостаточно хорошо.

    Проще всего проверить понимание речи малышом, то есть наполняемость его пассивного словаря:

    • попросить его выполнить просьбу взрослого;
    • показать предмет, названный взрослым, части тела;
    • предложить выбрать одну названную взрослыми игрушку из нескольких.

    В заключение оценивается состояние органов артикуляции – губ, нёба, языка. Язык может иметь укорочённую уздечку, быть слишком большим, или слишком маленьким. Если родители замечают, что язык дрожит, у малыша постоянно течёт слюна, а рот всегда приоткрыт, возможно, речь отсутствует из-за невропатологической патологии – дизартрии.

    Как можно стимулировать речь в 1,5 года

    Если родители внимательны к своему ребёнку, ежедневно уделяют ему достаточное количество времени, небольшое отставание удастся скорректировать самостоятельно.

    Советы для родителей:

    • чаще называйте малыша по имени;
    • показывайте и называйте предметы домашнего обихода (мебель, посуда, игрушки, обувь, одежда);
    • показывайте и называйте части тела у себя, у ребёнка, у кукол, у домашних животных;
    • создавайте ситуации, когда малыш будет вынужден применить речь и не спешите за него договаривать;
    • показывайте новые предметы, игрушки, сопровождая их комментариями (какого они цвета, формы, величины, поверхности, из какого материала сделаны);
    • смотрите мультфильмы вместе с детьми, и поясняйте все, что происходит на экране, спрашивайте, кого видят, что делает герой;
    • не оставляйте надолго включённым телевизор в комнате, где находится малыш – постоянный звуковой фон не даёт ему возможности вслушаться в речь окружающих, она станет для них неинтересна, потеряет значимость;
    • поясняйте словами все свои действия и предметы, которыми пользуетесь;
    • задавайте малышу вопросы и сами же на них отвечайте, это приём вытеснит из детской речи упрощённые слова; давайте образцы правильной речи.

    Чаще рассматривайте с детьми картинки, на которых изображены дети, животные, знакомые предметы, предложите показать зайку, мишку, машину и т.д. Чтение стихов, потешек, прибауток, сказок с простым сюжетом отлично способствует речевому развитию детей с полутора до двух лет.

    На видео ниже показаны упражнения пальчиковой гимнастики, которая стимулирует развитие речи.

    Важно помнить, что подавляющее большинство причин речевых задержек связано с тем, что родители недостаточно занимаются с детьми, или не занимаются ими вовсе, отдавая ситуацию на откуп бабушкам. В этом случае приходится долго ждать пока малыш скажет своё первое слово. При своевременной работе дети разговаривают не хуже, а часто лучше своих сверстников.

    Почему ребёнок не говорит в 1,5 года
    Почему ребёнок не говорит в 1,5 года Ссылка на основную публикацию
    Почему ребёнок не говорит в 1,5 года
    OURKIDS.RU
    Поделиться



    Буйнова Надежда Валерьевна
    Буйнова Надежда Валерьевна
    Детский логопед

    Специалист высшей квалификации. С 1998 года занимаюсь диагностикой и коррекцией речевых нарушений у детей возраста с 2 до 17 лет.


    [email protected]
    +7 (812) 509-60-80
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...

    Другие статьи Следующая статья
    Категории
    • Малыши до 1 года22
    • Дети с 1 года до 3 лет10
    • Дошкольники с 4 до 7 лет6
    Это интересно
    • Почему ребёнок в 3,5 года не разговаривает
      30 июня 2017
    • Почему ребёнок в 3 года не разговаривает или плохо говорит
      19 июня 2017
    Команда сайта
    Команда сайта Специалисты с опытом работы от 7 до 30 лет
    Оптимальный выбор
    Оптимальный выбор Читайте сайт и занимайтесь с ребёнком самостоятельно
    Популярная услуга
    Акция
    Диагностика речевого развития
    Диагностика речевого развития
    Актуально
    3 000 руб.
    4 000 руб.
    Подробнее
    Подробнее
    О проекте
    Команда сайта
    Контакты
    Проблемы развития
    Психическое развитие
    Речевые проблемы
    Физическое развитие
    Дисграфия
    Диспраксия
    Услуги
    Развитие речи
    Звукопроизношение
    Чтение и письмо
    Задержка развития речи
    Развитие ребёнка
    Малыши до 1 года
    Дети с 1 года до 3 лет
    Дошкольники с 4 до 7 лет
    Наши контакты

    +7 (812) 509-60-80
    Пн–Сб: с 10:00 до 18:00
    Санкт-Петербург, Лесной проспект 63, офис 211
    [email protected]
    © 2017-2021 OURKIDS®. Неимущественные и исключительные права в отношении материалов сайта защищены в соотвествии с положениями 4 части Гражданского Кодекса Российской Федерации. Использование материалов сайта разрешено только с согласия правообладателя.
    Услуги оказывает ИП Буйнова, ОГРНИП 317784700066202
    При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, вам необходимо соответствующим образом установить настройки своего браузера или не использовать сайт.
    Условия пользования сайтом | Пользовательское соглашение