Норма развития речи к полутора годам, причины отставания от сверстников, как их определить и что делать в случае выявления нарушения. Способы стимуляции речевого развития в этом возрасте.
Второй год жизни малыша – это этап первичного освоения языка. Уже пройден доречевой этап, когда малыш гулил и лепетал, произнося первые звуки.
Начиная с года, идёт процесс медленного освоения малышом значимых для него слов. Но, иногда случается так, что ребёнок не говорит в 1,5 года, хотя к году в его активном словаре должно быть около 6 слов.
Активный словарь – это слова, которые ребёнок употребляет в речи. Пассивный словарь – слова, значение которых ему известны и понятны, но он их не произносит.
Содержание статьи:
Норма развития детской речи в полтора года
К началу второго полугодия дети могут иметь в своём лексиконе от 30 до 50 слов. Они употребляют их как по собственному желанию, так и в качестве ответов на вопросы окружающих.
Пассивный словарь к этому времени насчитывает гораздо большее количество слов и понятий. В следующем полугодии, то есть от полутора до двух лет, ребёнок постепенно переводит слова из пассивного словаря в активный. Это процесс нарастает, как снежная лавина. Специалисты называют его «лексическим взрывом».
Практически каждый день дети осваивают новые слова. В полтора года у многих детей, имеющих развитую в соответствии с возрастными нормами речь, отмечается объединение двух слов в одно предложение. «Дай ку» (дай куклу, кубик), «Папа нет» (папы нет дома), «Баба дай» — вот несколько подобных предложений из слов-корней. Иногда дети в полтора года применяют только односложные предложения: «Бух», «Ням-ням», «Би-би».
Если речевое развитие ребёнка не соответствует среднестатистической нормам (в 1,5 года малыш не произносит не только 1–2 словные предложения, но и не говорит нужное количество слов, или вообще ничего не говорит), то родителям стоит начать стимулирование детской речи.
Возможные симптомы и причины речевого отставания
Заботясь о своевременном развитии малыша, не стоит опираться на самостоятельно добытые сведения о норме и патологии, лучше довериться специалисту. В век информационных технологий можно, даже не будучи жителем мегаполиса, получить дистанционную консультацию по любому вопросу.
Прежде всего, нужно обратиться к детскому невропатологу, так как речь – процесс, управляемый центральной нервной системой. Поскольку речь – это процесс, оформившийся позже всех психических функций, именно поэтому это хрупкое образование первым страдает при нарушениях ЦНС. В редких случаях позднее речевое развитие генетически обусловлено у членов одной семьи.
В каких случаях в полтора года следует обратиться к невропатологу:
- Речи нет вообще, или имеется непонятный лепет;
- Ребёнок показывает пальцем или кричит, когда ему что-то нужно;
- Малыш не повторяет за взрослыми слоги и простые слова «мама, баба, папа, кис, дай, на»;
- Сначала речь появилась, а затем исчезла.
Перед обращением к невропатологу следует подготовиться, чтобы сообщить ему полные сведения о течении беременности и родов. Специалиста будет интересовать, не было ли патологии беременности, гипоксии плода, асфиксии в родах, когда ребёнок закричал и другие подобные сведения.
Возможные причины речевого отставания:
- Несовместимость по резус-фактору матери и ребёнка;
- Перенесённые мамой во время беременности инфекционные заболевания, поздний гестоз беременных;
- Родовые травмы, привёдшие к ММД (минимальная мозговая дисфункция), гипоксии, асфиксии новорождённого;
- Педагогическая запущенность, когда детям уделяют недостаточно внимания;
- Травмы головы, нейроинфекции.
Вполне возможно, что опасения родителей не подтвердятся, и речевое развитие идёт нормально, но с небольшой задержкой. Однако лучше своевременно взяться за профилактику и коррекцию речевых нарушений, чем после сокрушаться о потерянном времени.
Как заметить нарушение речевого развития в 1,5 года
Перед тем как проводить диагностику развития речи, следует исключить нарушения слуха у малыша. Если он плохо слышит речь окружающих, то и воспроизвести её не сможет. Такую проверку может провести врач-сурдолог или отоларинголог по просьбе родителей. К специалистам обращаются, если дети не пользуются голосом для привлечения внимания, не реагируют на громкий звук вне поля их зрения, не поворачиваются к источнику звука.
Важный показатель нормы – развитие крупной и мелкой моторики. Если малыш неуклюж, во втором полугодии не может взять мелкую игрушку двумя пальчиками, нарисовать каракули, построить маленькую башню из кубиков, скорее всего, его моторика развита недостаточно хорошо.
Как проверить понимание речи малышом:
- Попросить его выполнить просьбу взрослого;
- Попросить показать предмет, названный взрослым, указать на части тела;
- Предложить выбрать одну названную взрослыми игрушку из нескольких.
В заключение оценивается состояние органов артикуляции – губ, нёба, языка. Язык может иметь укорочённую уздечку, быть слишком большим, или слишком маленьким. Если родители замечают, что язык дрожит, у малыша постоянно течёт слюна, а рот всегда приоткрыт, возможно, речь отсутствует из-за невропатологической патологии – дизартрии.
Как стимулировать речь в 1,5 года
Если родители внимательны к своему ребёнку, ежедневно уделяют ему достаточное количество времени, небольшое отставание удастся скорректировать самостоятельно.
Советы логопеда для родителей:
- Чаще называйте малыша по имени;
- Показывайте и называйте предметы домашнего обихода (мебель, посуда, игрушки, обувь, одежда);
- Показывайте и называйте части тела у себя, у ребёнка, у кукол, у домашних животных;
- Создавайте ситуации, когда малыш будет вынужден применить речь и не спешите за него договаривать;
- Показывайте новые предметы, игрушки, сопровождая их комментариями (какого они цвета, формы, величины, поверхности, из какого материала сделаны);
- Смотрите мультфильмы вместе, поясняя происходящее на экране;
- Не оставляйте надолго включённым телевизор в комнате, где находится малыш – постоянный звуковой фон не даёт ему возможности вслушаться в речь окружающих, она станет для них неинтересна, потеряет значимость;
- Поясняйте словами все свои действия и предметы, которыми пользуетесь;
- Задавайте малышу вопросы и сами же на них отвечайте, это приём вытеснит из детской речи упрощённые слова; давайте образцы правильной речи.
Чаще рассматривайте с детьми картинки, на которых изображены дети, животные, знакомые предметы, предложите показать зайку, мишку, машину и т.д. Чтение стихов, потешек, прибауток, сказок с простым сюжетом отлично способствует речевому развитию детей с полутора до двух лет.
Важно помнить, что подавляющее большинство причин речевых задержек связано с тем, что родители недостаточно занимаются с детьми, или не занимаются ими вовсе, отдавая ситуацию на откуп бабушкам или гаджетам. В этом случае приходится долго ждать пока малыш скажет своё первое слово.