Общее недоразвитие речи, или ОНР, – это самая большая группа речевых нарушений. При этой речевой патологии страдает и звуковая, и смысловая сторона речи: звукопроизношение, фонематика, слоговая структура, лексика, грамматика, связная речь.
Все дети с ОНР начинают поздно говорить – к 3–5 годам. Их речь малопонятна, они понимают обращённую к ним речь, но не могут озвучить свои мысли. Постепенно ребёнок перестаёт высказаться, осознавая свой недостаток.
Звуки произносятся им неправильно, грамматические категории (род, падеж, число) употребляются неверно. Нарушение речи ведёт за собой нарушения интеллекта и психики – памяти, внимания, мыслительных процессов, познавательной деятельности. Дети с ОНР отличаются нарушением координации движений, крупной и мелкой моторики.
Как следствие, снижается мотивация к познанию, у ребёнка исчезает стимул к получению знаний и присущая всем детям любознательность. Дети с ОНР имеют ограниченные знания об окружающем мире. Недоразвитие речи может приводить к задержке психического развития (ЗПР), недостаточному регулированию ребёнком собственного поведения, нарушениям поведения и отсутствию самоконтроля. Без речи, или при её ущербности, психические процессы становятся инертными, появляются эмоционально-волевые нарушения.
Причины ОНР – это нарушенное функционирование мозговых структур в сочетании с неблагополучной речевой средой, недостатком общения, дефицитом внимания со стороны родителей. Причиной может стать родовая травма, гипоксия плода, асфиксия при родах, резус-конфликт, частые инфекции, черепно-мозговые травмы в раннем детстве.
Различают три уровня речевого развития при ОНР. В зависимости от уровня мы планируем соответствующую коррекционную работу:
- Первый уровень – самая тяжёлая стадия, когда речи нет совсем или имеется несколько слов, похожих на лепет младенца. Например, [ки] – это и кошка, и шапка, и мягкая игрушка. Фраз нет, как и грамматического оформления высказываний. Ребёнок активно использует мимику и жесты.
В работе с первым уровнем речевого развития главными задачами является развитие понимания речи, активной подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний, развитие внимания и памяти. - Второй уровень – появляются слова, но их не всегда можно понять, так как в них нарушена звукослоговая структура слова (светофор — фитофор, простокваша — прасафаша). Фразы примитивны, сложные слова искажены и трудно узнаваемы, артикуляция большинства звуков нарушена. Словарный запас очень мал, наблюдается огромная разница между пассивным и активным словарём, сложности в понимании и использовании простых предлогов (в, на, над, под, за).
Детей на втором уровне развития мы обучаем умению отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их друг другу. В процессе диалога закрепляются элементарные формы речи. Предложения, составленные детьми по вопросам, объединяются в короткие рассказы и заучиваются. - Третий уровень – предложения достаточно развёрнуты, но страдает лексика и грамматика. Звукопроизношение сложных по артикуляции звуков нарушено, дети испытывают трудности в подборе некоторых обобщающих слов, часто встречаются звуковые замены слов, сложности в подборе антонимов, синонимов и в образовании сравнительной степени наречий. Их связная речь недостаточно сформирована, они упрощают предложения, перечисляют детали и события без обобщающей сюжетной линии, необоснованно повторяю слова и т.д.
С детьми третьего уровня проводится работа по совершенствованию связной речи, проводится практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, формирование правильного произношения, подготовка к обучению грамоте и письму. - Четвёртый уровень. Звукопроизношение находится почти в норме или имеются несколько недоавтоматизироваия, и можно ставить более благоприятный прогноз его преодоления. Обратившись к нам вы можете быть уверены в том, что коррекция будет проведена максимально качественно и в реальные сроки.