НАШИ ДЕТКИ
Помощь в развитии ребёнка
с рождения до окончания школы
+7 (812) 509-60-80
Пн–Сб: с 10:00 до 19:00
Запись на диагностику
Санкт-Петербург, Лесной проспект 63, офис 211
Развитие по годам
  • Малыши до 1 года
  • Дети с 1 года до 3 лет
  • Дошкольники с 4 до 7 лет
Проблемы развития
  • Психическое развитие
  • Речевые проблемы
  • Физическое развитие
Методики
  • Методики развития
  • Советы родителям
Коррекция
  • Развитие речи
  • Звукопроизношение
  • Чтение и письмо
  • Задержка развития речи
Команда
Контакты
Цены
    НАШИ ДЕТКИ
    • Развитие по годам
      • Назад
      • Развитие по годам
      • Малыши до 1 года
        • Назад
        • Малыши до 1 года
        • Как научить ребенка ходить самостоятельно
        • Помесячное развитие ребенка в первый год жизни по Комаровскому
        • Нормы физического развития ребенка по месяцам до года
        • Во сколько месяцев ребёнок должен переворачиваться со спины на живот
        • Во сколько ребенок начинает стоять самостоятельно, как ему помочь
        • Что должен уметь ребёнок в 11 месяцев: навыки мальчика и девочки
        • Что должен уметь ребенок в 10 месяцев: умственное и физическое развитие
        • Развитие ребёнка в 2 месяца: что должен уметь малыш
        • Развитие ребёнка в 3 месяца, нормы роста и веса
        • Развитие ребенка в 4 месяца: навыки, питание и режим малыша
        • Первые успехи малыша: развитие ребёнка в 5 месяцев
        • Развитие ребенка в 6 месяцев: умения, нормы роста и веса, питание
        • Развитие ребёнка в 7 месяцев: навыки, умения и питание
        • Развитие ребёнка в 8 месяцев: умения, питание, рост и вес
        • Что должен уметь ребёнок в 9 месяцев, нормы роста и веса, питание
        • Развитие ребёнка в 1 месяц: что должен уметь, питание, сон
        • В каком возрасте ребёнок начинает сидеть
        • Во сколько месяцев ребёнок начинает говорить АГУ
        • Во сколько месяцев ребёнок начинает держать голову
        • Во сколько месяцев дети начинают ползать
        • Развитие речи ребёнка с рождения до 1 года
        • Во сколько дети начинают говорить
      • Дети с 1 года до 3 лет
        • Назад
        • Дети с 1 года до 3 лет
        • В каком возрасте ребёнок начинает ходить
        • Почему малыш в год не говорит
        • Почему ребёнок в 2 года не разговаривает
        • Почему ребёнок в 3 года не разговаривает или плохо говорит
        • Почему ребёнок не говорит в 1,5 года
        • Развитие речи детей от 2 до 3 лет
        • Речевое развитие детей от 3 до 4 лет
        • Развитие речи малыша с 1 года до 2 лет
        • Почему ребёнок в 2,5 года не разговаривает
        • Почему ребёнок в 3,5 года не разговаривает
      • Дошкольники с 4 до 7 лет
        • Назад
        • Дошкольники с 4 до 7 лет
        • Почему ребёнок в 5 лет плохо говорит
        • Почему ребёнок плохо говорит в 4 года
        • Развитие речи детей от 6 до 7 лет
        • Развитие речи ребёнка с 4 до 5 лет
        • Речевое развитие детей с 5 до 6 лет
        • Что делать если ребёнок плохо говорит в 6 лет
    • Проблемы развития
      • Назад
      • Проблемы развития
      • Психическое развитие
        • Назад
        • Психическое развитие
        • Кто такой дефектолог, чем занимается с детьми и какие занятия проводит
        • Лечение СДВГ у детей, симптомы и причины синдрома
        • Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей, диагноз СДВГ
        • Что делать при синдроме рассеянного внимания у детей
        • Симптомы гиперактивности у ребёнка, что делать родителям
      • Речевые проблемы
        • Назад
        • Речевые проблемы
        • С какого возраста нужен логопед ребёнку, когда лучше показать его впервые
        • Причины легастении у детей, симптомы нарушения, способы лечения
        • Симптомы алалии и способы лечения нарушения
        • Дислалия у детей и методы ее устранения
        • Что такое диспраксия, симптомы и методы коррекции
        • Симптомы дискалькулии у детей и способы коррекции нарушения
        • Что такое брадилалия, причины нарушения и методы лечения
        • Задержка психоречевого развития (ЗПР) у детей
        • Что такое афазия, виды нарушения речи и способы лечения
        • Что такое дислексия, виды, симптомы и методы коррекции с упражнениями
        • Логопедический массаж детям
        • Дизартрия и методы её лечения
        • Почему ребёнок путает буквы при чтении или письме
        • Причины возникновения ринолалии и способы лечения
        • Причины дисграфии у ребёнка и методы её коррекции
        • Дизорфография у школьников: что это такое, причины возникновения
      • Физическое развитие
        • Назад
        • Физическое развитие
        • Коррекция и лечение зрения у детей: аппаратные методики, очки, линзы, лазерная коррекция
        • Лечение сколиоза у детей, профилактика искривления позвоночника
        • Причины нарушения осанки у детей дошкольного и школьного возраста, методы лечения
        • Как проверить слух у ребёнка в домашних условиях
        • Лечебная гимнастика при плоскостопии и косолапости у детей
        • Профилактика дошкольного плоскостопия: упражнения для детей, выбор обуви, общие правила
    • Методики
      • Назад
      • Методики
      • Методики развития
        • Назад
        • Методики развития
        • Тест Керна-Йирасека на готовность к обучению в школе
        • Определение готовности ребенка к школе по методике Л. А. Ясюковой
        • Школьный тест умственного развития (ШТУР)
      • Советы родителям
        • Назад
        • Советы родителям
        • Ребёнок отказывается ходить в школу: что делать, причины проблемы
        • Развитие наглядно-образного мышления у детей
        • Стили воспитания детей и их влияние на формирование личности ребёнка
        • Духовно-нравственное воспитание и развитие детей
        • Рассеянный и невнимательный ребёнок: советы родителям
        • Как воспитать в ребёнке лидерские качества и уверенность в себе
        • Почему у ребёнка плохая память и что с этим делать
        • Особенности развития ребёнка левши
    • Коррекция
      • Назад
      • Коррекция
      • Развитие речи
        • Назад
        • Развитие речи
        • Диагностика речевого развития
        • Речевая подготовка к школе
        • Справка логопеда
      • Звукопроизношение
        • Назад
        • Звукопроизношение
        • Коррекция дислалии
        • Коррекция дизартрии
        • Логопедический массаж
      • Чтение и письмо
        • Назад
        • Чтение и письмо
        • Коррекция дислексии
        • Коррекция дисграфии
        • Коррекция дизорфографии
      • Задержка развития речи
        • Назад
        • Задержка развития речи
        • Коррекция темповой задержки речи
        • Коррекция общего недоразвития речи
    • Команда
    • Контакты
    • Цены
    • Главная
    • Развитие по годам
    • Развитие малышей до 1 года

    Во сколько дети начинают говорить

    Во сколько дети начинают говорить
    Буйнова Надежда Валерьевна
    Детский логопед Буйнова Надежда Валерьевна
    Обновлено: 31 января 2019 г.

    Во сколько лет у детей появляются первые звуки, слоги и слова, от чего это зависит, когда они начинают использовать в речи предложения и как помочь им своевременно проходить каждый этап развития речи.

    Все без исключения родители ждут момента, когда ребёнок начинает говорить мама и папа. Многие думают, что детская речь начинает своё развитие в тот день, когда малыш произносит первое слово. На самом деле, чтобы это случилось, нужна длительная подготовка органов артикуляции, их слаженная работа, способность к переключению, подвижность нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба. Невозможно произнести именно те звуки, из которых складываются первые слова, если ребёнок не умеет их отличать от фонем, сходных по звучанию, например, такие слова как кот-кит, горка-корка и другие.

    Если точнее, то речь человека закладывается ещё во время внутриутробного периода, когда формируются органы слуха, артикуляции и структуры головного мозга. На эти процессы влияет наследственность, перенесённые матерью заболевания, наличие или отсутствие у неё вредных привычек, образ жизни родителей малыша. Течение родов и состояние здоровья грудничка – немаловажные факторы его успешного дебюта в качестве человека говорящего и мыслящего.

    Расскажем во сколько лет дети начинают говорить первые звуки, от чего это зависит, со скольки лет дети начинают говорить предложениями и как помочь им своевременно проходить каждый этап развития речи.

    Содержание статьи:

    1. Речь в первые недели и месяцы жизни
    2. От гуления к лепету
    3. Как стимулировать лепет
    4. Когда появляются первые слова и фразы
    5. Как стимулировать произношение слов в 1 год
    6. Советы для активных родителей

    Речь в первые недели и месяцы жизни

    Сразу после рождения начинается интенсивное развитие структур головного мозга, устанавливаются новые связи между нейронами. Одновременно развиваются органы слуха и артикуляции, формируется физический и фонематический слух. Без полноценного слуха детям невозможно овладеть речью, так как искажение или отсутствие поступающих в мозг звуковых сигналов делает невозможным формирование речевых умений.

    ребёнок держит головуВ первые недели и месяцы жизни именно речь окружающих стимулирует начальный этап речевого развития. Малыш прислушивается к речи близких людей, он на время затихает, когда слышит материнский голос, импульсивные движения ручек и ножек ненадолго останавливаются. Спустя ещё некоторое время он начинает поворачивать голову к источнику звука.

    Не все мамы и папы разговаривают с новорождёнными и грудными детьми первых месяцев жизни. Им кажется это излишним, потому что малыш ещё ничего не понимает. Такие односторонние «беседы» родителей с детьми, сопровождающие их купание и бодрствование, развивают слуховое сосредоточение, желание отозваться. Внимательные родители могут заметить, как ребёнок пытается шевелить губами, как будто хочет что-то сказать. Ещё лучше, если родители часто называют малыша по имени, показывают ему игрушки, зовут ребёнка, ненамного отходя от кроватки.

    Вот в каком возрасте ребёнок начинает говорить гласные и согласные. До 3 месяцев ребёнок произносит следующие звуки:

    • гласные – А, У, Э;
    • согласные – М, К, Х, П, Б, Г.

    Эти фонемы пока звучат нечётко и произносятся непроизвольно. Такими умениями обозначается первый этап речевого развития – гуление. Кроме этого, крик малыша 1–3 месяцев достаточно выразителен. По интонации мама может определить, скучает малыш, хочет есть, или пришла пора сменить мокрые пелёнки, то есть он начал овладение интонацией.

    От гуления к лепету

    В начале четвёртого месяца малыш начинает искать взглядом взрослого, улыбается, начинает интенсивно двигать ручками и ножками (комплекс оживления). Он начинает издавать протяжные и певучие сочетания звуков – агукает, произнося а-а, а-гу, а-га. Часть звуков воспроизвести просто невозможно, таких фонем нет в русском языке.

    Спустя ещё 2–3 месяца приходит очередь лепета. Сначала это отдельные слоги па, ка, на, ма, которые чуть позже становятся похожи на своеобразные слова па-па-па, ка-ка-ка, на-на-на. Чаще всего лепет появляется тогда, когда малыш сыт, выспался и находится в хорошем настроении. Это ещё не речь, а подготовка к ней, своеобразные подготовительные упражнения.

    Хотя он пока не говорит, он многое понимает – поворачивает голову, когда ему показывают знакомую игрушку, птичку, кошку. Дети 6–7 месяцев выполняет простые просьбы – даёт ручку, играет в ладушки, и это тоже шаг по пути развития речи.

    Как стимулировать лепет

    С 6 месяцев, дети получают возможность перемещаться в пространстве – сидеть и ползать. Их восприятие совершенствуется, они могут повторять звуки за взрослым. Это умение можно развивать – как только ребёнок произнёс слоги, родители их повторяют вслед за ним. Такой приём развивает слух, органы артикуляции, речевой выдох, побуждает малыша произносить эти слоги ещё и ещё раз. Такие мини-уроки проводят с бодрым, сытым и здоровым грудничком. Если ему холодно, он хочет есть, или недомогает – словесные игры с родителями не пойдут на пользу.

    Хорошо, если ребёнок видит лицо того, кто с ним говорит, тогда он сможет повторять движения губ мамы или папы. Чтобы звуки были слышны отчётливо, нужно обеспечить полную тишину – выключить музыку, приглушить звук работающего телевизора.

    Можно поиграть в «прятки», прикрывая личико ребёнка пелёнкой, приговаривая «ку-ку». Хорошо развивает пассивный словарь показ взрослым предметов окружающей обстановки. При этом нужно чётко их называть, сопровождая указательным жестом. Вскоре и ребёнок будет находить их взглядом, реагируя на вопрос взрослого «Где часики?», «Где кошка?», «Где машинка?».

    На видео ниже представлены конкретные советы для родителей годовалого малыша:

    Когда появляются первые слова и фразы

    Невозможно назвать точную дату во сколько дети начинают говорить первые слова. Они могут появиться и в 8–9 месяцев, и в 1 год 2 месяца. И всё это норма. По наблюдениям родителей и педагогов, девочки обычно начинают разговаривать раньше, чем мальчики, хотя и здесь имеются исключения. На рубеже между первым и вторым годом в лексиконе малыша имеется от 2 до 20 слов. Обычно это:

    малыш 1 год говорит звуки
    • упрощённые слова (ма-ма, па-па, ля-ля, ки-са, ам-ам);
    • звукоподражания (би-би, ку-ку, пи-пи).

    Именно в этом возрасте ребёнок говорит мама. Почему дети произносят слова на родном языке? Потому что окружающие его взрослые выделяют из лепета малыша слоги и звукосочетания, присущие именно их языковой системе, и повторяют только их. Поэтому период лепета имеет важное значение для развития детской речи.

    В полтора года или немного позже малыш начинает объединять слова в предложения, пока они состоят из двух слов. Слова в них не согласованы, пример такой фразы: «Дай ку» (дай куклу), «Папа нет» (папы нет дома). Но это возраст, когда внимательные мамочки замечают, что их малыш начинает говорить предложениями.

    Как стимулировать произношение слов в 1 год

    К 1 году речь пока ещё не является важнейшим средством общения для детей. Нужно приучать малыша пользоваться речью. Для этого не нужно сразу давать игрушку, которую хочет взять малыш. Сначала нужно произнести название игрушки (можно упростить его): «Тебе дать ля-лю?» Пусть малыш попробует повторить «ля-ля», «би-би». Подавая желаемую вещь, можно подчеркнуть: «Это ляля, на».

    В лексиконе взрослого, общающегося с малышом, должны быть как полные, так и сокращённые слова: «кар-кар» «динь-динь», «тук-тук», «тик-так». Данные заменители полных слов носят временный характер и нужны только потому, что ребёнку их легче произносить.

    Чтобы у детей установилась связь между словом и действием, нужно просить его выполнить какое-то действие: дать или взять игрушку, показать знакомый предмет, помахать ручкой. Также оречевлять все действия, которые он выполняет с игрушками. С этой же целью играют с 2–4 знакомыми игрушками и просят малыша, например, взять мячик, бросить или поймать его. Все действия взрослые осуществляют эмоционально, чётко произнося как слова-предметы, так и слова-действия.

    Советы для активных родителей

    Развитие речи малыша напрямую зависит от того, будет ли она развиваться спонтанно, или родители примут непосредственное участие в её развитии. От этого зависит во сколько лет дети начинают говорить звуки/слова/предложения. Положительные условия для формирования детской речи:

    • Не нужно форсировать речевое развитие частыми упражнениями, не соответствующими возрасту малыша – высок риск появления речевого негативизма, заикания и нервных тиков, так как возможности мозга ребёнка не безграничны.
    • Не надо сюсюкать, подделывая свою речь под детскую, часто употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы – хуже этого может быть только полное игнорирование общения.
    • Деликатно исправляйте допущенные малышом речевые ошибки, никогда не поднимайте его на смех, а покажите пример правильного произношения данного речевого высказывания. Например, я вижу домы, да, ты видишь дома.
    • Оберегайте малыша от общения с людьми с дефектами речи (картавость, заикание), а особенно с неграмотно говорящими взрослыми (положи — ложь, ртов — ротов, красивая кошка — красивыя кошка), это настолько «заражает» и «заполоняет» детскую речь, что искореняются такие подражания с большим трудом.
    • Читая детские произведения, смотря вместе с малышом мультфильмы, всегда поясняйте незнакомые слова, поступки героев, обращайте внимание на яркие обороты речи.

    Очень полезно ежемесячно записывать и прослушивать речь малыша – гуление, лепет, первые фразы, чтение стихов. Такой архив когда-то станет отличным подарком для повзрослевшего ребёнка и ваших внуков.

    Сегодня мы ответили на вопрос когда ребёнок должен начать говорить и во сколько месяцев появляются первые звуки. Если вы подозреваете задержку речевого развития у малыша — проконсультируйтесь у нас. Мы развеем тревогу, а если она объективна, расскажем как разговорить или просто научить малыша речи. Мы знаем не один десяток примеров того, как родители сидят и ждут когда ребёнок заговорит в 3, 4 и даже 5 лет, хотя уже отчётливо видно развитие больших проблем. Спросите нас, мы этим всю жизнь занимаемся!

    Во сколько дети начинают говорить
    Во сколько дети начинают говорить Ссылка на основную публикацию
    Во сколько дети начинают говорить
    OURKIDS.RU
    Поделиться



    Буйнова Надежда Валерьевна
    Буйнова Надежда Валерьевна
    Детский логопед

    Специалист высшей квалификации. С 1998 года занимаюсь диагностикой и коррекцией речевых нарушений у детей с 2 до 17 лет. Сейчас веду частную практику в г. Санкт-Петербург. По совместительству являюсь главным редактором портала OURKIDS.RU.


    [email protected]
    +7 (812) 509-60-80
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...

    Другие статьи Следующая статья
    Категории
    • Малыши до 1 года22
    • Дети с 1 года до 3 лет10
    • Дошкольники с 4 до 7 лет6
    Это интересно
    • Во сколько месяцев ребёнок должен переворачиваться со спины на живот
      Во сколько месяцев ребёнок должен переворачиваться со спины на живот
      5 марта 2019
    • Помесячное развитие ребенка в первый год жизни по Комаровскому
      Помесячное развитие ребенка в первый год жизни по Комаровскому
      5 марта 2019
    Эксперты сайта
    Эксперты сайта Специалисты с опытом работы от 7 до 30 лет
    Оптимальный выбор
    Оптимальный выбор Читайте сайт и занимайтесь с ребёнком самостоятельно
    Популярная услуга
    Акция
    Диагностика речевого развития
    Диагностика речевого развития
    Актуально
    3 000 руб.
    4 000 руб.
    Подробнее
    Подробнее
    О проекте
    Редакция
    Контакты
    Проблемы развития
    Психическое развитие
    Речевые проблемы
    Физическое развитие
    Дисграфия
    Диспраксия
    Услуги
    Развитие речи
    Звукопроизношение
    Чтение и письмо
    Задержка развития речи
    Развитие ребёнка
    Малыши до 1 года
    Дети с 1 года до 3 лет
    Дошкольники с 4 до 7 лет
    Наши контакты

    +7 (812) 509-60-80
    Пн–Сб: с 10:00 до 19:00
    Санкт-Петербург, Лесной проспект 63, офис 211
    [email protected]

    © 2017-2021 OURKIDS®. Неимущественные и исключительные права в отношении материалов сайта защищены в соотвествии с положениями 4 части Гражданского Кодекса Российской Федерации.

    Использование материалов сайта разрешено только с согласия правообладателя.

    Услуги оказывает ИП Буйнова НВ, ОГРНИП 317784700066202

    При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, вам необходимо соответствующим образом установить настройки своего браузера или не использовать сайт.

    Условия пользования сайтом | Пользовательское соглашение